Доктор Моррис

Фатализм

Фатализм в истории

Что такое фатализм? Это вера в предопределённость жизненных событий. Здесь работает принцип – чему быть, того не миновать. Судьбу изменить невозможно, а её естественный ход до последней минуты расписан в небесной канцелярии. Поэтому нет смысла что-то менять, предпринимать какие-то меры безопасности, так как это всё равно не поможет. Если человеку суждено утонуть, то он не сгорит и не будет убит на поле брани. Людей, верящих в неотвратимость грядущих событий и исключающих свободный выбор, называют фаталистами.

Фатализм в истории – явление довольно распространённое. Известно немало выдающихся личностей, которые глубоко верили в незыблемость и неизменность жизненного пути. Поэтому, очень часто, получая тревожные сигналы о готовящихся покушениях, они не предпринимали никаких мер, чтобы защитить себя. Это называется не глупостью, а глубокой убеждённостью в своей избранности и верой в счастливую звезду, которая хранит от всех невзгод и несчастий, чтобы избранный выполнил свою высшую миссию на Земле.

Убийство Юлия Цезаря заговорщиками

Густав III

29 марта 1792 года в возрасте 46 лет нелепо умер король Швеции Густав III. Он, как и Цезарь, верил в свою исключительность и избранность. Поэтому, когда 16 марта упомянутого года получил анонимное письмо с предупреждением о готовящемся покушении, то проигнорировал его. В этот день устраивался бал-маскарад в королевской Опере. Венценосная особа приехала туда около 23 часов.

Охрана, знавшая о письме, настоятельно рекомендовала королю не появляться в зале, где проходили танцы. Но самодержец отказался воспользоваться разумным советом. Он надел маскарадный костюм, который включал в себя маску, но поверх повесил крест св. Серафима. Его могли носить лишь члены королевской фамилии. Таким образом, узнать самодержца не представляло никакого труда.

Король Швеции Густав III

По этому кресту король и был опознан гвардейским капитаном Якобом Анкарстрёмом. Тот подошёл к Густаву III сзади и вытащил из под маскарадного костюма пистолет. В этот момент самодержец резко повернулся, как будто что-то почувствовав. Рука заговорщика дрогнула. Пуля, вместо того, чтобы попасть в сердце, вошла в ногу. Но выстрел практически никто не услышал, так как громко играла музыка.

Раненого короля тут же унесли из зала, перевезли во дворец и пригласили врачей. Те, осмотрев рану, заявили, что серьёзного ничего нет. Но дело осложнилось тем, что свой пистолет Анкарстрём зарядил дробью и изрубленными ржавыми гвоздями. Поэтому в рану попала инфекция, и началось заражение крови. 29 марта, через 13 дней после маскарада, король Швеции умер.

Роман Фёдорович Унгерн

Можно также рассмотреть фатализм в истории на примере барона Унгерна. Этот человек отличался поразительной отвагой. Он бросался в атаку на вражеские пулемёты и не получал ни одного ранения. Какая-то неведомая сила хранила его в самых кровопролитных сражениях. После одного из боёв, в седле, сапогах и конской сбруе нашли следы от множества пуль. Конь был ранен, а барон не получил ни царапины. Вполне естественно, что Роман Фёдорович уверовал в свою исключительность. В то же время он хотел знать, какой у него судьбоносный путь, а поэтому обратился к восточным предсказателям.

Один из предсказателей взял баранью лопатку, внимательно рассмотрел её и изрёк, что лихому генералу осталось жить 130 дней. Такой же срок назвали и 2 монгольских монаха, также гадавшие на костях.

Главный борец с Советской властью на Дальнем Востоке считал указанное число чрезвычайно несчастливым. Ведь оно представляло собой число 13 умноженное на 10. Барон истово уверовал в предсказание, но в то же время понял, что пока не наступит роковой срок, ему ничего не грозит.

Барон Унгерн в плену

Бесстрашный генерал освободил Монголию от китайских захватчиков, а затем обратил свой взор на многострадальную Россию. Он ставил перед собой целью свержение Советской власти и возрождение монархии. Но сил у барона по сравнению с Красной Армией было очень мало. Поэтому он потерпел поражение от войск большевиков, проявляя при этом чудеса героизма.

Отступление вызвало разлад в армии Унгерна. Против бесстрашного генерала возник заговор. Офицеры пытались застрелить его прямо в полевой палатке. Но хотя в барона было выпущено множество пуль, ни одна из них не достигла цели. Однако удача уже отвернулась от бравого генерала. Вскоре его предали монголы, а верхом невезение стал плен. Роман Фёдорович оказался у красных. Он представлял для них страшную опасность.

Пленённого барона перевезли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). 26 августа 1921 года пришла телеграмма от Ленина. Он требовал как можно быстрее судить Унгерна и расстрелять, если вина его будет доказана. 15 сентября 1921 года ровно через 130 дней после предсказания состоялось судебное заседание. Барона приговорили к расстрелу и тут же привели приговор в исполнение. На тот момент Роману Фёдоровичу было 35 лет.

Теодор Ван Гог

Фатализм в истории актуален и в наши дни. Тут можно назвать нидерландского кинорежиссёра Теодора Ван Гога. Он создал 10-минутный фильм «Покорность». В нём подвергалось критике отношение ислама к женщинам. Это вызвало недовольство у ряда лиц, придерживающихся радикальных взглядов. В адрес кинорежиссёра стали поступать угрозы. Полиция предложила Теодору охрану. Однако тот отказался, мотивируя это фатальностью судьбы.

Трагедия случилась 2 ноября 2004 года в Амстердаме. Кинорежиссёр ехал на работу на велосипеде. Его догнал другой велосипедист и открыл огонь на поражение. В создателя скандального ролика было выпущено 8 пуль. После этого нападавший перерезал истекающему кровью Теодору горло и ударил его несколько раз ножом в грудь. Убийцей оказался марокканец по происхождению Мохаммед Буйери.

Фаталисты в большинстве случаев сами виноваты в трагическом конце. Но тут уже ничего не поделаешь. Если у человека сформировались определённые взгляды, то переубедить его практически невозможно. Отсюда и печальный исход, который является следствием человеческого упрямства и нежелания понять очевидное. А вот предопределённость судьбы здесь вообще ни при чём.

Иван Шабаров

Фатализм: истоки

Вопросом, что такое фатализм, задавались еще древние стоики. Они были приверженцами той идеи, что человеку суждено пройти свой жизненный путь так, как ему предначертано свыше. Любое сопротивление превратностям судьбы не имеет смысла.

Хорошо отражает воззрения стоиков поговорка, бывшая в быту в те далекие времена: «Идущего судьба ведет, а упирающегося – тащит силком». От человека зависит лишь одно – как он будет относиться к своему року. Не важно, будет ли он покорным и апатичным «винтиком» в жизненном механизме или же осмелится на бунтарство, – рок его от этого не смягчится.

Своеобразное воплощение идеи фатализма находим мы и в индуистской философии. В зависимости от того, какие поступки преобладают в жизни человека, хорошие или дурные, он приобретает худую или добрую карму. Первая водит его по миру – колесу сансары, вторая дает ему шанс вырваться из замкнутого круга.

В Новом времени у фатализма появились свои приверженцы. Возникшая в XVI веке философия детерминизма объявила все явления и события закономерными и обусловленными. Яркий сторонник детерминизма, нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза называл человека пылинкой по сравнению с мирозданием. Он практически исключал возможность, чтобы такая ничтожная субстанция, как homo, могла оказывать воздействие на общий ход жизни с ее перипетиями.

Виды фатализма

Психологи выделяют следующие разновидности данного мировоззрения:

1. Обывательский, или бытовой, фатализм

Приверженцы бытового фатализма – это пессимисты в самом распространенном смысле слова. При каждой житейской неудаче они стремятся переложить вину на других людей.

Когда это не удается, то «крайними» оказываются некие высшие силы, изначальная недоброжелательность и враждебность которых по отношению к человеку не поддается сомнению.

2. Теологический фатализм

Сторонники этого ответвления приписывают все, что происходит с людьми на земле, божественному предопределению. По их мнению, Бог заранее спланировал каждую человеческую жизнь и определил испытания, которые будут встречаться на ее пути.

Любое событие, даже самое незначительное, возводится в ранг необходимого и неслучайного. Некоторые представители даже доходят до отрицания свободы выбора человека и снимают с него ответственность за его поступки.

3. Рационалистический, или логический, фатализм

Этого воззрения придерживаются все те, кто убежден: то, что происходит сейчас, – не что иное, как результат предшествующих событий и поступков. Впервые эту мысль высказал знаменитый философ Древней Греции Демокрит. Он пришел к выводу: раз все в мире имеет свою первопричину, случайностей просто не может быть.

Если человек находится в определенном месте в конкретный промежуток времени, значит, к этому состоянию привел целый ряд его поступков в прошлом. Таким образом, рационалистический фатализм устанавливает непререкаемую связь между причиной и следствием.

Примеры фатализма

Мировая история знает немало случаев, когда великий человек намеренно шел навстречу неотвратимой судьбе, несмотря на предостережения окружающих. Нужно сказать, что фатализм нередко сочетался в таких людях с гордостью и демонстративным пренебрежением к опасности. Почти всегда такие дерзкие вызовы заканчивались трагедией. Вот наиболее яркие примеры фатализма из мировой истории:

1. Юлий Цезарь и мартовские иды

Древнеримского диктатора Гая Юлия Цезаря предупреждали о готовящемся на него покушении. Его жена Кальпурния видела ужасный сон, в котором его убивали на городском форуме. Его личный предсказатель Спуринна неоднократно намекал, что в мартовские иды (т. е. в середине этого месяца) должно случиться нечто непоправимое.

Тем не менее, в назначенный день 15 марта Цезарь идет на заседание римского сената без телохранителей. И погибает, пораженный кинжалами убийц.

2. Густав III Шведский – король-фаталист

Во время бала в Стокгольме, на который собралась вся знать столицы Швеции, королю Густаву III было передано анонимное письмо. В нем содержалось недвусмысленное предупреждение о том, что на монарха готовят покушение.

Несмотря на просьбы и мольбы фаворитов не спускаться к танцующим гостям во избежание беды, Густав облачился в маскарадный костюм и гордо бросил своим защитникам: «Если кто и собирается меня убить, то лучшего места ему не найти». И с этими словами он отправился в танцевальный зал. Спустя несколько минут монарх пал от пули убийцы.

3. Теодор Ван Гог – фатальное решение

Нидерландский режиссер Теодор Ван Гог, праправнучатый племянник известного художника, снял фильм «Покорность». В этой 10-минутной короткометражке он подверг критике то, как ислам относится к женщинам.

В адрес Ван Гога начали поступать обещания расправы от радикально настроенных лиц. Несмотря на неоднократные предложения полиции о выделении ему личной охраны, режиссер отвечал отказом. Мотивировал он это своими фаталистическими взглядами…

Теодор Ван Гог был убит, когда ехал на велосипеде на работу. Убийца расстрелял его из огнестрельного оружия, а затем перерезал горло. Нападавшим оказался исламист Мохаммед Буйери.

Фатум и свобода воли

Основной причиной непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, является вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве.

Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.

Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всемогущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь, как «жребий» (лат. fors). Это словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.

В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат. — «толпа огорожена судьбиной»). Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volentem ducunt, nolentem trahunt», лат. — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»). Здесь стоит заметить, что эллинистические (и «дочерние» латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно.

Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.

Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).

В иудаизме тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.

В исламе термины «кадар» и «кадā'» означают Божеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно.

В Коране нет прямого указания на то, что людям заранее (до рождения) суждено после смерти попасть в Рай или Ад, однако такие указания встречаются в некоторых хадисах:

«Муса спросил его : «Ты ли Адам, которого Аллах создал своей Рукой, <…> а ты затем своим грехом опустил людей на землю?» Адам сказал: «<…> За сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат (Тору)?». Муса ответил: «За сорок лет». Адам спросил: «А нашёл ли ты, что там написано «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». (Та Ха: 121) Муса ответил: «Да», тогда Адам сказал: «Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, и Аллах предначертал мне, что я сделаю это, за сорок лет до того как Он меня создал?» (Имам аль-Бухари привёл этот хадис от Абу Хурайры в «Книге историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), № 3407).

«Создав Адама в своё время, Аллах ударил его по правому плечу и извлёк оттуда его белых потомков, подобных жемчугу. Он ударил его по левому плечу и извлёк оттуда его чёрных потомков, подобных углю*, после чего сказал тем, кто находился справа от : » в Рай, и Я не буду обращать внимание «. Тем же, кто был в левом плече , Он сказал: » в Огонь, и Я не буду обращать внимание «. .

Также в Коране есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха.

В трёх главных Авраамических религиях, помимо «диалогового» (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует «неслепая», этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Го́спода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *