Доктор Моррис

Эмоциональный интеллект

Содержание

Эмоциональный интеллект

Кому следует прочитать это саммари?

  • Всем, кто хочет построить успешную карьеру или собственный бизнес.
  • Всем, кого волнуют вопросы взаимоотношений в семье.
  • Всем, кто хочет научиться справляться с унынием, вспыльчивостью, гневом и реализовать себя.

Введение. Эмоциональный интеллект играет решающую роль в достижении счастья и успеха.

Некоторые люди думают, что эмоции играют важную роль только в случае романтических ситуаций или физических конфликтов. Но на самом деле эмоции присутствуют повсюду в нашей жизни: они формируют решения, которые мы принимаем, помогают нам лучше понять окружающий мир и имеют критически важное значение во взаимодействии с другими людьми.

В этой книге подробно объясняются эмоции, которые влияют на нашу повседневную жизнь. Автор показывает, как они могут либо помогать нам, либо мешать, сбивая с желаемого пути. В книге также подчеркивается роль, которую играет эмоциональный интеллект в нашей жизни, описывается то, как эмоции могут способствовать достижению положительных результатов и как избегать ситуаций, когда они могут навредить нам.

Книга объясняет, как эмоциональный интеллект позволяет создать баланс между двумя нашими умами: эмоциональным и рациональным. Она также показывает, как приобрести и расширить эту способность.

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • как и зачем у людей развивается эмоциональный интеллект;
  • почему он настолько важен в современном мире;
  • как использовать эмоциональный интеллект для достижения счастья и успеха.

Инсайт 1. Эмоции могут быть очень ценны: они помогают изучать новое, понимать других и побуждают нас к действиям.

Нужны ли нам эмоции? Может быть, став бесчувственными и подчинившись только логике, мы были бы лучше? На самом деле, у нас два ума: один рациональный (неокортекс), который отвечает за мышление, другой эмоциональный, который отвечает за чувства и эмоции. Эмоции жизненно важны, приносят много пользы и помогают нам вести полноценную жизнь.

Эмоции помогают нам учиться на наших воспоминаниях. У нашего мозга есть две системы памяти: одна — для обычных событий, другая — для заряженных эмоциями. Поэтому, когда наш мозг накапливает опыт, он не только собирает факты. Например, если маленький мальчик касается раскалённой плиты, он испытывает сильную боль. Мысль о прикосновении к другой плите в будущем будет у него ассоциироваться с этой болью. Таким образом, эмоции, скорее всего, защитят его от повторения подобного опыта.

Другая ценность эмоций — это то, как они помогают нам интерпретировать чувства других, предугадывая их действия. Например, представьте, что Вы столкнулись с сердитым человеком. По его внешнему виду, языку тела, голосу или взгляду Вы сможете определить его эмоциональное состояние. А зная это, Вы сможете предугадать и его последующие действия. Например, что он может кого-то ударить.

Ещё одна ценность, которую несут эмоции, — это побуждение к действию. Если взять предыдущий пример с сердитым человеком, его вид запустит эмоциональную реакцию и у Вас тоже. Например, Вы почувствуете угрозу и также рассердитесь, тем самым эмоции подготовят Вас к быстрой реакции, если он захочет атаковать Вас.

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Инсайт 2. Наш эмоциональный ум иногда может оказывать негативное влияние на наше суждение или заставлять нас действовать нерационально.

Наши эмоции — это важный инструмент для понимания и взаимодействия с окружающей средой. Однако они также могут вредить нам и заставлять делать ошибки, о которых мы потом будем жалеть.

Подобные ошибки могут возникать, когда мы становимся чрезмерно эмоциональными. Чтобы делать здравые суждения, нам нужно думать ясно и трезво. А когда мы находимся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, наш ум находится под властью тревожных мыслей и образов. Поэтому места для рационального суждения не остаётся и мы рискуем принять ошибочные решения.

Например, когда Вы напуганы, Вы можете слишком остро реагировать на внешние ситуации, воспринимая их более опасными, чем они есть на самом деле. Вот почему после просмотра фильма ужасов поздним вечером Вы можете испугаться простыни на сушилке, спутав её с призраком.

Другие ошибки заключается в том, что мы можем начать внезапно действовать под воздействием эмоций, даже не осознавая происходящее. Когда информация поступает в наш мозг, эмоциональная часть может запустить реакцию быстрее, чем эта информация поступит в неокортекс, в думающую часть мозга, которая способна оценить происходящее и решить, хороша ли идея. Другими словами, если что-то из окружающей среды воспринимается как угроза, эмоциональный ум может заставить нас действовать моментально, не советуясь с нашим рациональным умом.

Последний способ, с помощью которого наши эмоции могут заставить нас действовать нерационально, — это моменты, когда в настоящем мы страдаем от устаревших эмоциональных реакций. Наша эмоциональная часть мозга реагирует на ситуацию в настоящем, основываясь на прошлом опыте, даже если всё кардинально изменилось. Например, если над мальчиком в школе издевались хулиганы, он может вырасти и стать сильным мужчиной, но так же продолжать чувствовать угрозу от тех мальчишек-хулиганов из прошлого.

Эмоции очень важны, но, помимо пользы, они могут нести и вред: брать под контроль наш ум и мешать рациональному мышлению. Поэтому крайне важно научиться понимать их и управлять ими.

«Эмоциональный ум гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, не мешкая ни секунды и не останавливаясь, чтобы подумать, что он, собственно, делает». Дэниел Гоулман

Инсайт 3. Эмоциональный интеллект позволяет держать рациональный и эмоциональный ум в балансе, что позволяет Вам фокусироваться на достижении целей.

Как же мы можем использовать силу наших эмоций, не подавляя их? Для этого нам необходим эмоциональный интеллект, поскольку он позволяет нам распознавать наши чувства и настроение и управлять ими.

Вначале мы должны осознавать свои эмоции. Этот шаг очень важен, поскольку, если вы хотите управлять своими эмоциями, для начала Вы должны их понимать. Исследования показали, что люди неспособные распознать свои эмоции, более склонны к сильным вспышкам гнева.

Как только Вы сможете распознавать свои эмоции, Вам нужно научиться понимать, что их вызывает. Например, если Ваш друг прошёл мимо и не обратил на Вас никакого внимания, Вы можете подумать, что он специально Вас игнорирует. Это может расстроить или даже разозлить Вас. Но если Вы перестанете думать, что он Вас игнорирует, то сможете найти другие причины. Например, он Вас не увидел потому, что сильно задумался и вообще ничего вокруг не замечал.

Но то, как мы думаем и чувствуем, сильно переплетено между собой. Это из-за того, что рациональная и эмоциональная части мозга связаны между собой сильной нейронной сетью.

Наш эмоциональный интеллект зависит от этих соединений между эмоциональным и рациональным умом. Люди, которые теряют способность испытывать эмоции, теряют способность действовать. Например, в прошлом веке пациентам с психиатрическими расстройствами делали лоботомию, то есть проводили операцию на мозге, разделяя две его области. В результате, вместе со своей эмоциональной способностью, пациенты теряли вообще какую-либо инициативу и стремление к действию.

Связь между эмоциональным и рациональным умом очень важна. Но как нам управлять своим эмоциональным умом, а не становиться его рабом? Такой процесс называется эмоциональная саморегуляция, то есть воздействие с помощью рационального ума (неокортекса) на наш эмоциональный ум.

Эмоциональная часть головного мозга более древняя. Она включает в себя мозговой ствол (так называемый «мозг рептилии»), который отвечает за процессы обучения и запоминания, и лимбическую систему, которая его окружает. Хранилище эмоциональной памяти находится в парном миндалевидном теле, которое является частью лимбической системы. Рациональная часть головного мозга — неокортекс, который развился значительно позже, он находится в коре больших полушарий.

Когда Вы научитесь распознавать свои эмоции и управлять ими, эмоциональный интеллект может помочь Вам сфокусироваться на достижении Ваших целей.

Например, представьте, что Вам в университете надо написать отчёт. Вам не нравится тема и больше привлекает идея пойти в кино с друзьями. Эмоциональный интеллект поможет Вам справиться с этими противоречивыми чувствами. Хотя тема скучная для Вас, Вы сможете взглянуть на это с другой стороны. Вы можете подумать о том, как эта работа поможет Вам в университете в дальнейшем и как Вам будет здорово в кино с друзьями, если Вы будете знать, что написали этот отчёт вовремя.

Инсайт 4. Эмоциональный интеллект можно повысить с помощью внутреннего диалога, эмпатии и позитивного мышления.

Мы поняли, как эмоциональный интеллект может привести к полноценной жизни. Но как мы можем его развить?

Если Вы хотите повысить свою саморегуляцию и способность управлять собой, Вы можете начать с практики использования внутреннего диалога. Это поможет определить и понять Ваши чувства.

Например, Ваш друг рассказал всем, кроме Вас, о своих проблемах, что Вас могло сильно задеть или расстроить. Но внутренний диалог может помочь Вам решить эту проблему. Задайте себе вопрос: почему меня это задевает? Может быть, потому, что мой лучший друг поделился своими проблемами со всеми, кроме меня. Теперь, поняв свои чувства и определив их причину, Вы можете ослабить это чувство. Например, сказав себе: я, скорее всего, упустил из виду то, что он, возможно, не хотел меня тревожить, потому что знал, что я очень занят составлением своих ежегодных отчётов. Таким образом, Вы будете меньше расстраиваться по этому поводу.

Если вы хотите улучшить свою способность понимать других, для этого Вам нужно научиться импонировать или осознанно сопереживать другим. Для этого Вы можете попытаться копировать язык тела другого человека. Это может быть полезно, потому что язык тела не только выражает эмоции, но и вызывает их. Так, приняв напряжённую позу, Вы станете тоже напряжены.

«Как бы там ни было, взаимопонимание – основа заботы – возникает в результате эмоциональной настроенности, благодаря способности к эмпатии». Дэниел Гоулман

То, как Вы объясняете себе свои успехи и неудачи, влияет на Вашу способность мотивировать себя. Чтобы повысить самомотивацию, начните думать следующим образом: люди, которые могут убедить себя, что неудачи временны и их всегда можно преодолеть, так просто не сдаются. Они продолжают действовать, потому что убеждены в том, что успех зависит только от их действий.

Для контраста, те люди, которым для преодоления неудачи всегда чего-то не хватает, скорее всего, быстро сдадутся при любом начинании. Они убеждены, что они мало что могут сделать для достижения своего успеха. Поэтому, если Вы всё-таки хотите добиться успеха, постарайтесь избежать этого способа мышления.

Инсайт 5. Эмоциональный интеллект помогает Вам выстраивать отношения с другими людьми, которые, в свою очередь, определяют Ваш успех.

Конечно, если только Вы не живёте на необитаемом острове, то без других людей Вы не сможете построить успешную и счастливую жизнь. Они играют большую роль в нашей жизни, поэтому нам приходится управлять социальным взаимодействием с ними.

Эмоциональный интеллект помогает выстроить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Знание того, как Вы себя чувствуете в определённых ситуациях, поможет понять, как другие будут чувствовать себя в подобной среде.

Также эмоциональный интеллект может помочь Вам понять эмоции других людей, просто анализируя их невербальное поведение. Это означает, что Вы можете судить о настроении человека, наблюдая за определёнными сигналами, такими как выражение лица или язык тела. Более того, Вы, скорее всего, распознаете подобные сигналы автоматически, без каких-либо умственных усилий.

Понимая эмоции других, Вы начинаете осознанно сопереживать другим. И, поскольку Вы понимаете эмоции других, с помощью Вашего эмоционального интеллекта Вы будете действовать таким образом, чтобы вызывать положительные реакции со стороны других.

Например, представьте, что Вы являетесь менеджером компании и у Вас один сотрудник делает одни и те же ошибки. Вам нужно сообщить ему об этом и сделать так, чтобы он изменился, но нужно это сделать правильно. Если Вы заденете его эмоции, он может рассердиться или начать защищаться и оправдываться, а это немного не то, чего Вы изначально хотели. Если Вы проявите эмпатию по отношению к нему, Вы сможете действовать таким образом, чтобы он более охотно менялся.

В общем, с помощью эмоционального интеллекта можно развивать социальные способности, такие как управление командами или сотрудниками, обучение других, разрешение спорных ситуаций и конфликтов. Подобные способности помогают Вам поддерживать и развивать любые отношения как с близкими и друзьями, так и с коллегами и новыми знакомыми

«Качество взаимоотношений, равно как и количество, похоже, играет немалую роль в ослаблении стресса». Дэниел Гоулман

Инсайт 6. Эмоциональный интеллект — ключ к успешной и счастливой жизни.

Возможно, Вы думаете, что высокий IQ может дать высокие шансы достижения успеха. Тем не менее развитый эмоциональный интеллект даже более важен, чем высокий IQ. Как показывают исследования, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта с большей вероятностью становятся успешными.

Например, студенты, которые способны обуздать эмоции и сдерживать свои порывы, будут более успешны среди своих сверстников.

В 1960-х годах в стенах Стэнфорда провели так называемый тест с зефиром. Четырёхлетних детей посадили в комнате, где на столе лежала одна зефирина. Взрослый должен был сходить по делам и вернуться. Каждого ребёнка предупредили, что если не тронет зефирину на столе, то он получит две.

Результат этого теста стал очевиден только спустя 12 — 14 лет, когда выяснилось, что те дети, которые смогли контролировать свои порывы, стали более успешными в жизни, более уверенными в себе и более компетентными в социальном отношении. С другой стороны, дети, которые не выдерживали и хватали зефирину, впоследствии проявляли меньше подобных качеств. Они были более подвержены стрессу, зависти и ревности. Они часто остро реагировали и раздражались.

Незначительные задатки в детстве, как в тесте с зефиром, могут расцветать в эмоциональные и социальные компетенции во взрослой жизни. Умение сдерживать порывы лежит в основе любых стремлений от соблюдения диеты и до получения учёной степени.

Эмоциональный интеллект также может помогать избегать негативных эмоций, таких как нервозность, беспокойство и гнев. Уменьшив их, Вы уменьшите их негативное влияние на Ваше здоровье.

Учитывая большое влияние эмоционального интеллекта на успех и здоровье, мы слишком мало внимания уделяем навыкам управления эмоциями как в детстве, так и во взрослой жизни.

Инсайт 7. Будущее нашего общества напрямую зависит от эмоционального интеллекта наших детей.

В то время как высокий эмоциональный интеллект делает людей счастливыми и здоровыми, низкий эмоциональный интеллект может быть большой проблемой для всего общества. Например, в США в период между 1965 и 1990 годами уровень убийств среди подростков вырос в три раза! Это может быть связано со снижением эмоционального интеллекта или эмоциональной грамотности у подростков.

Имеются убедительные доказательства того, что дефицит эмоционального интеллекта может вызывать делинквентное поведение, то есть антиобщественное и противоправное поведение, которое может нанести кому-то вред. А это основной фактор повышения уровня преступности.

Например, исследования показывают, что подросткам-правонарушителям трудно контролировать свои порывы и всплески эмоций, а также сложно читать мимику других людей. Наркоманы тоже демонстрируют проблемы с эмоциональным интеллектом. Например, героиновые и опиумные наркоманы с трудом справлялись с гневом ещё даже до начала употребления наркотиков.

Нет сомнений в том, что благополучие ребёнка определяется эмоциональной компетентностью. Дети, которые растут в окружении людей с развитым эмоциональным интеллектом, тоже будут демонстрировать его высокий уровень. Как показало исследование, такие дети лучше управляют своими эмоциями, меньше нервничают, больше любят своих сверстников и более довольны своими учителями.

Не удивительно, что дети с дефицитом эмоциональной саморегуляции, эмпатии и контроля порывов подвергаются риску развития проблем психического здоровья и, как следствие, имеют больше проблем в школе.

Всё это свидетельствует о том, что эмоциональный интеллект детей играет основную роль в будущем нашего общества. Сегодняшние дети — это родители, учителя, политики и бизнесмены завтрашнего дня. Одним словом, многие из них будут иметь большое влияние на будущее общество, и, если бы они проявляли эмпатию к другим, были хороши в решениях конфликтов и не были склонны действовать эмоционально и опрометчиво, это бы помогло любому общество стать лучше.

Будущее общества формируется благодаря весьма разнообразным факторам, но очевидно, что эмоциональный интеллект является наиболее влиятельным.

Инсайт 8. Использование эмоционального интеллекта может быть полезно во многих областях повседневной жизни.

После полученных знаний об эмоциональном интеллекте возникает вопрос: где ещё на практике мы можем их применить? Ниже несколько советов, которые помогут применить эмоциональный интеллект в повседневной жизни.

Семейная жизнь. Например, Вы можете избежать конфликтов в отношениях, если будете осознавать, что у мужчин и у женщин по-разному развиты эмоциональные навыки. Девочек учат выражать свои чувства по отношению к близким людям, а мальчиков, наоборот, скрывать их чувства, чтобы они выглядели более мужественно.

Например, если девушка жалуется своему парню на проблему, она хочет, чтобы он выслушал, понял и поддержал её. Поэтому со стороны парня немедленное предложение по решению проблемы может быть неправильно воспринято как бесчувственность и безразличие, а не как попытка помочь. В этом случае было бы лучше проявить эмпатию, внимательно выслушав девушку.

Здоровье. Любые негативные эмоции плохо сказываются на состоянии нашего иммунитета и здоровья в целом. Позитивное мышление и различные упражнения на расслабление могут улучшить Ваше эмоциональное состояние, что, в свою очередь, улучшит Ваше здоровье.

Руководство сотрудниками. Использование эмоционального интеллекта на работе крайне важно, особенно если Вы руководитель. Вы должны корректно высказывать своё мнение и выслушивать замечания. Если есть какая-то проблема, ни в коем случае нельзя переходить на личности. Любая критика должна быть конструктивной, высказанной лицом к лицу и с эмпатией и только с желанием помочь.

Итог. Основная идея книги.

Эмоции очень важны, поскольку они служат для нас незаменимым источником ориентации в жизни и толкают нас к действиям. Но они также могут заставить нас действовать нерационально, не в наших интересах. Вот почему нам нужен эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это набор навыков, который позволяет нам распознавать эмоции и чувства как свои, так и чужие, а также управлять ими. Эмоциональный интеллект — это, пожалуй, наиболее важный фактор для достижения успеха и полноценной жизни.

Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой? Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте — при помощи обычных мыслей. Вам не нужны будут внешние факторы, чтобы быть счастливым, потому что вы умеете направлять свои эмоции в нужное вам русло и добиваться желаемого настроения.

Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит? Вы не сможете донести свою точку зрения, если будете раздражены и разгневаны, потому что в такие моменты ваше сознание засорено эмоциональным мусором, который мешает вам думать. Если вы управляете своими эмоциями, то сможете управлять и своим разумом.

К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе негативные эмоции. Они могут вас лишить всего — здоровья, жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности.

Наш курс был написан с целью повышения уровня вашего эмоционального интеллекта, что непременно повлечет за собой все позитивные последствия, о которых мы сказали выше.

Что такое эмоциональный интеллект?

Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот — не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ — речь о повышении уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotional intelligence) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач.

Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интутивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Как развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.

Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о медитации. Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.

В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.

Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.

Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по развитию эмоционального интеллекта

Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.

Задача курса: научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.

Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков.

Урок 1. Понятие и важность

Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления.

Урок 2. Модели эмоционального интеллекта

Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные.В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень.

Урок 3. Управление эмоциями

Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей.

Урок 4. Три главных навыка

Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они (пусть и не сразу) отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем.

Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье

Для счастья, по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.

Как проходить занятия?

Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания.

Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков.

Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество времени и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным.

Цитаты известных людей о важности управления эмоциями

«Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции». Айрис Мердок.

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении». Марсель Ашар.

«Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе». Альбер Камю.

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». Лев Толстой.

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение». Дейл Карнеги.

«Чувство — огонь, мысли — масло». Виссарион Белинский.

«Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать позитивные результаты». Вилли Нельсон.

«Во время большого стресса или неприятностей, всегда лучше занять себя возделыванием вашего гнева и энергии во что-нибудь позитивное». Ли Якокка.

«Смех является лучшим средством выражения позитивных эмоций». Норман Казинс.

«Если в трудных ситуациях вы сосредоточитесь на возможностях, вы можете изменить свое отношение, снизить стресс и сконцентрировать внимание на достижение тех вещей, которые раньше могли казаться невозможными». Катерина Пальсифер.

«Мы — это то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций». Элизабет Гилберт.

«Эмоции, равно как и заботы, омрачают ясную голову. Все еще сто раз переменится». Эрих Мария Ремарк.

«Если эмоции будут в порядке — обиды и неурядицы исчезнут сами». Нейах.

«Дисциплина важна, но приучите себя к хорошим эмоциям. Это — единственная дисциплина, которая вам необходима». Эстер и Джерри Хикс.

«Эмоции имеют свой запах и привкус; возможно они передаются от человека к человеку посредством каких-то особых волн». Диана Сеттерфилд.

«Все правильные мысли приходят только после того, как эмоции заканчиваются». Наполеон Хилл.

«Если освободить проблему от эмоций — останется просто ситуация». Неизвестный автор.

«Гнев — это сообщение о наличии проблемы, которую необходимо разрешить позднее». Пол Экман.

Желаем вам успехов в повышении уровня эмоционального интеллекта!

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами. Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, а не умственные способности. Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Вам интересны люди

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других, пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Вы знаете свои слабые и сильные стороны

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми, не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Когда вы расстроены, вы точно знаете причину

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций. Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу. Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное.

Вы хорошо читаете эмоции других людей

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Вы находите способ придти в себя после неудачи

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно. То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и быть благодарным за полученный опыт.

Вы доверяете интуиции

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Вы умеете отказывать

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу. Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь. Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе, если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. Они часто выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Вы не боитесь ошибок

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Вы бескорыстны

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах.

Вы нейтрализуете ядовитых людей

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно. Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию. Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла.

Вы не стремитесь к совершенству

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь. Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью. Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться. Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Вы отключаетесь

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха. Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Вы слушаете и слышите

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией.

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.

С наилучшими,

Зачем нужен эмоциональный интеллект?

Юлия Бурлакова 184 2 года назад Бизнес-тренер, психолог-консультант, instagram.com/pobudilnik, провожу в Санкт-Петербурге мероприятия по подведению итогов года

Всего у эмоционального интеллекта пять ключевых компонентов: 1) понимание себя, 2) управление собой, 3) самомотивация (возможность создавать цели и продвижение к ним, не теряя на этом пути духа и вменяемости). 4) понимание других, 5) позитивное влияние на другого. Почему Вася на меня сейчас кричит? У него плохой жизненный период. Я в этот момент могу на Васю повлиять. Если я это сумею, будет означать, что у меня высокий эмоциональный интеллект.

Без первого компонента ничего дальше невозможно: пока я не понимаю себя, я не могу дальше продвинуться в эмоциональном интеллекте. Это первая точка: чего я хочу, что я чувствую, почему у меня такие желания и почему я чувствую именно это.

Давайте представим себе студента Бориса: он смог получить практику и смог понравиться девушке, которая ему важна. Но он с тройками заканчивает первую сессию или понимает, что не знает, как ему надо сдать половину предметов. Если, подводя итоги года, он забудет себя похвалить, то обесценит то, что создал. Однако если Боря уйдет только в розовые очки, то не сможет продвигаться дальше. Формирование в себе сбалансированной обратной связи, искренняя похвала себя за достижения требуют большой честности с собой. Боре нужно обеспечить первый аналитический этап подведения итогов. Это определенный труд души. Леность души — сесть перед «Голубым огоньком» с шампанским и уснуть через два часа лицом в салате. Труд души — задать себе честные вопросы, как по Заболоцкому: «Чтобы воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться, и день и ночь, и день и ночь». Замечу, «обязана» — плохое слово в контексте психологии.

Когда первый аналитический шаг сделан, начинается второй шаг: «Это у меня получилось, это не получилось, а чего я хочу?» Надо взять на себя труд спросить «А чего я хочу?» и в следующем году создать, сделать, прочувствовать. Это не значит, что у меня обязательно все получится. Тут важно не впадать в мракобесие: прочитать селф-хелп букс из серии «Три прихлопа, два притопа, магический ритуал», установить мотивирующие картинки на десктоп или в фэйсбуке. Не все получится. Мечты не работают, пока не работаешь ты. Нас отрезвляет такое отношение. При этом есть суперпозиция, фундамент для того, чтобы начать работать над мечтами и почувствовать их. Потому что «если у тебя нет своей мечты, ты неизбежно будешь обслуживать чью-то еще».

Здоровая, качественная, полезная вторая фаза любого подведения итогов – это желание что-то сделать. Осознанное, ответственное желание, не навязанное извне, а действительно мое. Не «iPhone X рекламируют, и я побежал за кредитом», а как следствие глубокого уровня внутреннего диалога. Буддийские монахи умеют это делать каждый день. Человек – хороший математик, он ежедневно просчитывает всякие полезные штуки. Это ежедневные коучинговые вопросы самому себе, а у монаха — это медитация. У искренне религиозного человека (не с православием головного мозга, а действительно верующего) — это молитва.

С одной стороны, здоровая, качественная самооценка определяется фундаментом для того, чтобы быть в состоянии подводить адекватные итоги. С другой стороны, сам опыт, практика и формирование навыка подведения итогов является одним из инструментов формирования адекватной самооценки. Тут как с котенком Гав и щеночком: с любого конца грызите эту сосиску, вредно не будет.

Согласно Википедии, эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Дэниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года.

Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце. Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном.

Часть первая. Эмоциональный мозг

В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.

Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.

Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.

В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.

Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».

Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки. Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает. Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.

Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.

Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы. Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память. Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.

Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта

Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.

Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.

Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:

  • Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
  • Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Не давать страданию лишить себя возможности думать.
  • Контролировать свое настроение.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Сопереживать другим.
  • Надеяться и верить в себя.

Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).

Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.

Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:

  • Управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
  • Знание своих эмоций. Здесь крайне важно самосознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.
  • Распознавание эмоций в других. Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.
  • Самомотивация. Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
  • Поддержание взаимоотношений. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими.

Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.

Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость. Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным.

Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.

Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что вы должны сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше. В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах вас посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации. Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.

Часть третья. Эмоциональный разум в действии

Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.

Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.

Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.

Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).

Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз. Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред. Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.

Часть четвертая. Окна возможности

Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.

Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.

Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:

  • Занятие слишком пассивной позиции. Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
  • Полное игнорирование чувств. Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
  • Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка. Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.

Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».

Часть пятая. Эмоциональная грамотность

Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:

  • депрессия;
  • психические травмы;
  • хроническое беспокойство;
  • подавленность, неверие в свои силы.

Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.

  • Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
  • Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
  • Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.

Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1026, _D1027, 4Психорегуляция, 4Самопознание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *