Доктор Моррис

Экзистенциальные

Почему появляется

Появление экзистенциального кризиса может наблюдаться в любом возрасте, но наиболее подвержены этому состоянию люди в среднем возрасте (35-55 лет), это явление можно расценивать как кризис половины жизни, когда приходит осознание, что прожитые годы требуют подведения итогов и оценку дальнейших перспектив. Необходимо отдельно выделить кризис переживания среднего возраста, когда возникает чувство непрожитой в полной мере жизни.

Наиболее болезненное состояние отмечается у людей, которые прекратили свое развитие в интеллектуальном, духовном и физическом плане. Осознание неизбежного регресса у них вызывает депрессию и упадок духа.

По философскому определению экзистенция может развиться в любом возрасте. Нередко ощущение трагичности конечности существования человека появляется в детстве, подростковом возрасте или на двадцатом году (кризис четверти жизни).

Основными причинами развития экзистенциального кризиса является переживание сложных жизненных ситуаций:

  • смерть близкого человека;
  • уход из семьи детей;
  • потеря работы или выход на пенсию;

  • серьезная болезнь.

Обращает на себя тот факт, что такое явление как экзистенциальный кризис, наиболее характерен для представителей цивилизованного общества, которые не должны тяжело трудиться ради удовлетворения основных потребностей. Но теории возникновения экзистенциальных состояний не исключают возможности их появления у представителей любых слоев общества.

Возможные последствия

Негативный способ развития кризиса может быть представлен следующими вариантами:

  1. Вытеснение мыслей о смысле жизни и смерти в подсознание с помощью повседневных хлопот и обязанностей;
  2. Пребывание в угнетенном состоянии и скрытие этого факта от окружающих.

Оба способа решения проблемы являются глубоко негативными, так как приводят к истощению жизненной энергии, снижению работоспособности. Длительное пребывание в состоянии угнетенности и ощущения тревоги и витального страха нередко заканчивается психосоматическим заболеванием:

  • стенокардия;
  • артериальная гипертензия;
  • болезни пищеварительной системы и почек;

  • онкологические проблемы;
  • нарушение функционирования эндокринной системы.

Психология определяет позитивный момент выхода из экзистенциального кризиса как развитие личности с выходом на новый этап существования. Каждому человеку, пережившему кризисное состояние, дано оценить свое место во вселенском процессе, осознать бесконечность бытия и личности, которая не ограничивается только пребыванием в данном физическом теле. Способность понять свое предназначение дает возможность прожить остаток жизни полноценно и ярко.

Как помочь самому себе

Перед каждой личностью, переживающей время экзистенциального кризиса, возникает вопрос, как эффективно преодолеть такое состояние.

Чтобы справиться со сложным проявлением в жизни и избавиться от негативных мыслей потребуется провести сложную работу по перестройке собственного мышления. Существует несколько действующих способов преодоления состояния экзистенциальной заостренности чувств и связанного с этим психологического кризиса. Уровень степени кризиса удастся снизить, если последовательно выполнять рекомендации.

Необходимо конкретно выделить действия, которые способны изменить ситуацию и вернуть индивиду радость бытия:

  • сублимация экзистенциальных переживаний в творческую энергию (занятия живописью, музыкой, танцами, поэзией). Как творчество можно рассматривать также рукоделие, кулинарию и другие виды деятельности;
  • процесс воспитания детей, ответственность за их будущее способствует формированию позитивного настроения и расширению перспектив будущего;
  • сознательная изоляция от негативных мыслей;
  • обращение к религии, философской мудрости, истории цивилизаций как способ приобщения к вселенскому процессу;
  • постановка жизненных целей, приобретение увлечений и хобби.

Пережить сложный период можно с помощью современных и традиционных методов. Как эффективно выйти из экзистенциального кризиса, подскажут следующие специалисты по психологии отношений:

  • психолог;
  • психо-аналитик (метод психоанализа предусматривает установление контакта между подсознанием и сознанием и выявления скрытых проблем прошлого);
  • гештальт-терапевт (эта отрасль психотерапии позволяет осознать скрытые, непроявленные проблемы и прийти к пониманию действительных потребностей).

Тема 4. «Экзистенциальные кризисные ситуации»

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7

1. Нормативные кризисы зрелого возраста.

2. Сущность и причины экзистенциальных кризисных ситуаций.

3. Преодоление личностных конфликтов и кризисных ситуаций.

Основные понятия: экзистенциальные критические ситуации, кризис середины жизни, экзистенциальная психология, первичные экзистенциальные проблемы, смысл жизни, экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз, стратегии совладания..

Как правило, в литературе по психологии более подробно рассматриваются детские возрастные кризисы по сравнению с периодами жизненного цикла взрослых. Сложность исследования нормативных кризисов зрелого возраста связана с тем, что в этом возрасте становятся особенно заметными индивидуальные вариации, усиливается расхождение между биологическим, психологическим, паспортным возрастом. Это затрудняет типологические обобщения, и психологи избегают точных возрастных обозначений кризисов взрослой жизни. Наиболее крупные систематические комплексные исследования периода зрелости были организованы и проведены под руководством академика Б.Г. Ананьева в СПБГУ. Они во многом изменили традиционные взгляды на возраст зрелости.

Кризисы зрелого возраста, как правило, связаны с биографическими событиями жизни, поэтому они являются содержательными, смысловыми.

· Период ранней зрелости считается довольно напряженным периодом жизни человека в связи с процессами социальной и трудовой адаптации. Около 10% молодых людей демонстрируют невротические симптомы.

· Нормативный кризис 30 – 33 лет («возраст Христа») обусловлен рассогласованием между жизненными планами личности и реальными возможностями их осуществления. Человек отсеивает незначимое, пересматривает свою систему ценностей, жизненные планы. Нежелание идти на изменения ведет к росту противоречий внутри личности.

· В 40 – 45 лет многие люди испытывают кризис середины жизни, он вызван противоречием между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни, начинает ощущать психологический дискомфорт. Этот дискомфорт не имеет в сознании человека ясного причинного объяснения. Избавиться от него, приобрести ощущение осмысленности жизни индивид стремится через изменение своего жизненного пространства, жизненных обстоятельств (смена работы, интимные связи, разрушение семьи и т.д.).


Таким образом, содержание нормативных кризисов зрелого возраста совпадает с экзистенциальными критическими ситуациями.

Экзистенционализм – это философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и другим. Сформированное на основе экзистенционализма направление психологии получило название экзистенциальной психологии и психотерапии. Экзистенциальные подходы делают главным предметом своего рассмотрения проблемы внутренней жизни личности. Свою знаменитую книгу «Экзистенциальная психотерапия»И. Ялом посвящает рассмотрению четырех первичных экзистенциальных проблем:

1. Проблема смерти. Наиболее очевидная проблема, которая соотносится с ключевым конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить.

2. Проблема свободы. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Экзистенциалисты считают, что индивид является ответственным за свой собственный мир, способ жизни, выбор действий. Свободный в этом смысле человек не имеет никакой основы и оказывается в ситуации противоречия между желанием основы и структуры жизни и отсутствием этой структуры.

3. Проблема экзистенциальной изоляции означает не межличностное одиночество, но смысловую изоляцию от других существ этого мира. Экзистенциальный конфликт вызывается напряженностью между осознанием своей изолированности и желанием контакта, желанием быть частью большого мира.

4. Проблема смысла является первичной проблемой человеческого существования. Если мы должны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас одинок, то в чем тогда смысл нашей жизни? Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из противоречий ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла мире

О смысле жизни говорит и В. Франкл,в его теоретическом учении три основные части:

— учение о стремлении к смыслу;

— учение о смысле жизни;

— учение о свободе воли.

Стремление к смыслу и реализация человеком смысла своей жизни В.Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое называют экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной специфических «ноогенных неврозов», широко распространившихся в последнее время («невроз безработицы» — вариант ноогенного невроза, ранее описанный).

Смысл не субъективен – человек не придумывает его, а находит в окружающем мире, в объективной деятельности. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть – интуитивная способность отыскать единственный смысл каждой ситуации. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах: смысл жизни всегда может быть найден.

· Экзистенциальные кризисные ситуации возникают как развитие конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы начинают затрагивать самые основы существования и обращают его к проблеме смерти, свободы, ответственности, одиночества, поиска и обретения смысла своего существования (например, неудовлетворенность работой порождает проблему смысла жизни).

· Кризисные ситуации связываются с нарушениями в самореализации личности, ее полноценном функционировании, самоактуализации (например, кризис середины жизни).

· Еще один путь – внешние события, которые неожиданно ставят индивида лицом к лицу с фундаментальными вопросами его существования. (Андрей Волконский после ранения)

· Экзистенциальные переживания затрагивают проблемы аутентичности существованиячеловека – потребности поступать в соответствии со своими эмоциями, чувствами, стремлениями. Ощущение нереализованности возникает тогда, когда приходится отказываться от своих возможностей, ограничивать их, позволять другим управлять собой, смиряться перед неблагоприятными обстоятельствами.

В целом, в психологии является общепризнанным представление о позитивном значении конструктивного разрешения возникших внутриличностных конфликтов, кризисов, противоречий, и о негативном, разрушительном значении их непреодоления. Принципиальное значение между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания с психологическими трудностями связано с их направленностью и целями.

При переживании критических и кризисных ситуаций возможнытри принципиальные стратегии:

1. Непризнание наличия проблемы, неприятие реальности, уход от нее, искажение.

2. Человек, признавая свои проблемы и необходимость их решения, не может их решить, не находит в себе мужества, готовности разрешить ситуацию.

Это деструктивные стратегии, связанные с неспособностью человека «работать» с проблемой. Подсознательно человек начинает накапливать негативный опыт нерешения своих проблем, это ведет к появлению невротических состояний и, как следствие, к неврозу личности, замедлению, прекращению личностного роста, регрессу личности.

3. Третья, единственно конструктивная стратегия состоит в том, чтобы изменить что-то в себе и действительно получить возможность разрешения проблемы, достичь аутентичности, ощутить подлинность жизни, найти свой неповторимый смысл жизни.

Таким образом, можно сказать, что полноценно функционирующий, адаптивный индивид – это человек, которого отличает свобода (спонтанность самовыражения, реализация потенциала), вера в себя и в других людей и честность (искренность, аутентичность, осознанность).

Кто был основоположником систематического научного изучения зрелости в отечественной психологии?

Какие кризисы зрелого возраста выделяет современная психология развития?

Как в общем можно охарактеризовать кризисы возраста зрелости?

Каковы философские основы экзистенциальной психологии и психотерапии?

Охарактеризуйте первичные экзистенциальные проблемы человека по И.Ялому.

Как понимал проблему поиска смысла в жизни человека В.Франкл?

Каковы конструктивные и неконструктивные стратегии разрешения возникших внутриличностных конфликтов и кризисов?

Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.

Итак, суть

Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.

Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.

Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.

Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.

Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.

Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.

На примере населения

В наше время с подобной проблемой сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно. Он может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».

Кстати, большинство из нас сталкивается с этим страшным явлением, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».

И что же делать?

Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.

Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.

Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.

Некоторые просто радикально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезжай в беззаботный трип на Гоа. Уйди в путешествие. Может быть, тяжелые нагрузки и созерцание природных красот встрясут твою больную голову и откроют тебе что-то новое. По сути, фильм «Зак и Мири снимают порно» как раз про то, как люди ищут свой жизненный путь и себя самих. Наглядный пример.

Никогда не поздно изменить свою жизнь и уйти от опостылевшего. Если только от этого не пострадают твои близкие. Да-да, в этом минус груза ответственности: иногда приходится думать не только о себе.

Но есть ещё один способ: начни развиваться, больше читать, изучать другую философию. Есть вероятность, что ты навсегда потеряешься для общества, ибо ни один философ так ни одного дня и не был счастлив, но решишь проблему. Однако есть способ попроще: найди себе увлечение. Мне стыдно вспоминать этот фильм, но я вынужден – «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром. Да-да, я знаю, как это зашкварно, но суть фильма как раз про то, что в танцах он и нашёл смысл своего ежедневного существования.

Или вспомни, как ты когда-то играл на гитаре. Достань запылившийся инструмент, направь непонимание в творчество, авось и себя найдёшь. Займись спортом, встряхнись. Ну, а если на всё это элементарно не хватает времени, то можно попытаться обрести смысл жизни в чём-нибудь иррациональном, смириться с бессмысленностью и продолжать жить дальше, попутно зарулив в абсурд. Забей на всё, страдай, что называется, с умом.

Тем не менее выбор за тобой, удачи!

Расскажите, что такое экзистенциализм и чем он важен?

Gennady Miropolsky 491 3 года назад Так и представляйте.

В недавнем прошлом, да и сегодня — в русскоязычном мире, во всяком случае — это модное слово, и как ко всякому модному слову, к его значению нужно относиться с большой осторожностью.
Начало было положено, насколько я понимаю, во Франции — писателем и философом Ж.П.Сартром со товарищи. Он, в свою очередь, использовал (совершенно неверно понятую, как пишут) философию Мартина Хайдеггера, который никаким экзистенциалистом не был.
Центральной темой М.Хайдеггера было проведение различия между бытием и сущим (существованием, экзистенцией). Бытие — то, что дает основание существованию (экзистенции), и память о нем утрачена, а вопрос утерян. Грубо говоря — бытие «главнее», но путь к нему зарос.
Бытие — не Бог. Потому что если Бог — «существует», то что-то дает ему основание существовать. А если Бога нет — то и говорить не о чем. Бытие — важнее бога.
Так существование *(экзистенция) оказывается безосновным, ничем не фундированным. Не только человеческое, а «вообще всего». Вам неверно написали, что экзистенциализм является реакцией на рационализм. Ровным счетом — наоборот. Он — следствие осознания абсурда (безосновности, алогизма, иррациональности) существующего, сущего, экзистенции. Нет смысла. Нет цели. Нет ценностей. «Человек заброшен в этот мир».
— Так приблизительно трактует «экзистенциализм» французский экзистенциалист. (Но это не мысль М.Хайдеггера. Точнее — далеко не вся его мысль и даже не главная).
Человек в своем существовании (экзистировании) вынужден принимать какие-то решения. Делать выбор.
А оснований (разумных) — нет. Не на что положиться. Это и есть «экзистенциальная» драма.
В быту такое понимание опустилось до комического : «Я хочу выпить, но у меня нет денег — значит, надо идти работать менеджером по рекламе или агитировать за Путина. Это — мой экзистенциальный выбор».
У самих экзистенциалистов было все-таки представление о масштабе человеческого кризиса. Т.е. они все-таки различали «серьезные» вопросы бытия и «несерьезные» (и раз они различали — то вопреки своей теории, все-таки имели какие-то основания!).
— Посмотрите, почитайте пьесы Ж.П.Сартра. Там не длинные вещи. Вам более-менее станет ясно, о чем идет речь.
(Следом возникает абсурдистская драма, но это уже не совсем «экзистенциализм»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *