Доктор Моррис

Эгоцентризм

Причины эгоцентризма

  1. Родители, которые в своей молодости столкнулись со многими трудностями, стараются всячески оградить своего ребенка от всех жизненных неурядиц. С одной стороны это хорошо, хотя с другой, этот ребенок вырастет не приспособленным к жизненным трудностям, не сможет находить выход в различных ситуациях, он не поймет, что не бывает все, так как хочется, для многого необходимо приложить немало усилий, стараний, что «с небес все не падает». Впоследствии ребенок начинает воспринимать окружающих людей не как отдельных личностей, а как нежелательные препятствия, стараются извлекать только выгоду для себя, «наплевав» при этом на всех, он психологически неустойчив. Поэтому при воспитании своих детей, родители должны это также учитывать.
  2. Родители активно стараются угодить своему малышу во всем, соглашаются со всеми его запросами. Поэтому в дальнейшем ребенок и не понимает, почему все происходит не так, как он этого хочет, почему ему не уступают. Некоторые родители могут это сделать совершенно неосознанно, превознося своего ребенка над другими ещё в детстве, тем самым они не понимают, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, а он не сможет найти с ними общий язык, не станет уступать в чем-то. Тем самым родители сами затормаживают естественный процесс восстановления. Такого рода недостатки в воспитании впоследствии проявляются в неспособности отодвинуть на второй план неудовлетворенную потребность, тем самым подчиняет ей все свои мысли.

Как избавиться от эгоцентризма

Одной из главных задач в воспитании является преодоления такой человеческой позиции, как эгоцентризм. Необходимо сформировать у ребенка способность рассматривать ситуацию с разных позиций, относиться терпимее к непривычным для него мнениям, рекомендациям, рассуждениям.

Обычно детский эгоцентризм полностью проходит в более взрослом периоде. Родителям и педагогам необходимо постоянно объяснять ребенку, что такое поведение не свойственно людям, и что у каждого бывают свои интересы, свои взгляды и мнение. Так постепенно ребенок станет понимать, что ощущают другие люди, и со временем эгоцентризм пройдет.

Чаще всего эгоцентричные люди раздают всем советы и рекомендации, в которых многие и не нуждаются. Поэтому люди от эгоцентристов стараются отворачиваться, меньше общаться. Это конечно неправильно, но таких людей можно понять. Чтобы этого не случилось, прежде всего, эгоцентрики должны сами понять, что их поведение не преемственно и должны захотеть измениться. Для этого нужно ставить себя на место другого человека, давать рекомендации кому-то, только если их об этом попросят, а также, прежде чем приходить и звонить кому-нибудь, нужно подумать, а подходящее ли сейчас время для визитов и звонков. А свои убеждения высказывать не навязчиво и стараться не возражать.

Таким образом, каждый индивид уникален, и прожить свою жизнь с подражанием какого-то неинтересно, но стоит поберечь собственную уникальность, но уважать мнения других людей тоже необходимо. Теперь на вопрос: «Что такое эгоцентризм?»- каждый сможет ответить.

Что это такое

Эгоцентристы не видят никого вокруг, считают себя главными

Первоначально данное понятие было введено, как характеристика черты личности детей. Данное состояние считалось нормальным в детском возрасте. Оно должно было отражать определенный уровень развития малыша в познавательной сфере. Проводились эксперименты с возрастной категорией от восьми до десяти лет, которые подтверждали наличие эгоцентризма. По их результатам было выявлено, что дети неспособны ставить себя на место другого человека. Они не могут оценивать себя, как приложение к кому-то, видят только, как центральную фигуру. Дело в том, что практически все родители, у которых появляется маленький ребенок, кардинально меняют свою жизнь, свои интересы, забывают о потребностях и мечтах ради малыша.

Благодаря эгоцентризму карапуз имеет возможность познать себя, свои желания, возможности, учится следить за собой, и выполнять определенные действия. По мере того, как будет происходить взросление, придет осознание того, что он не единственный, что есть и другие дети со своими мнениями, увидит, что и родители не всегда с ним соглашаются. Но дело в том, что не всем детям удается это осознать. Так вырастают взрослые люди, имеющие такую черту характера, как эгоцентризм.

Дети — эгоцентристы

Малыш от двух до пяти лет только учится контактировать с окружающим его миром. Чтобы суметь договориться со сверстниками, он должен понимать и их желания и потребности. Однако, помехой этому становится детский эгоцентризм, из-за которого часто возникают конфликты. Например, малыш не захочет делиться игрушками со своими одногодками, но с радостью заберет чужие у других детей. Эгоцентризм малыша будет проявляться и в то время, когда его будут ругать или осуждать.

Ошибочным является мнение о том, что подобное поведение является проявлением эгоизма. Однако, это не так, карапуз еще не способен манипулировать кем-то. Ребенок еще не может осознать, что есть какое-то различие между реалиями его жизни и желаниями других людей. Малышу крайне сложно отличить субъективное от окружающего мира до определенного возраста. Первоначально он отождествляет свои представления с предметами, которые находятся в объективном окружении, со временем начинает их различать, тогда эгоцентризм слабнет. Карапуз начинает понимать, что его взгляды могут отличаться от взглядов других людей.

Эгоцентризм может возникать и в подростковом периоде. Малыш, который преодолел детские проявления, может снова стать эгоцентристом в силу определенных факторов. Такой эгоцентризм представляет собой личностно эффективный элемент, который связан с развитием индивидуального мышления, формируется под влиянием социальных факторов, стиля воспитания, круга общения, социального статуса. Эгоцентризм в подростковом возрасте — самый яркий и наиболее выраженный. Подросток полностью сосредотачивается на своей персоне, верит в уникальность собственной персоны. Часто такая черта характера в этом возрасте проходит самостоятельно в то время, когда гормональный фон приходит в норму. При наличии определенных факторов она может укореняться.

Причины

Родители могут неосознанно вредить своему ребенку, окружая его гиперопекой

Эгоцентризм берет свои истоки в детстве.

  1. Родители ребенка в свое время имели серьезные трудности, жизненные проблемы, сейчас пытаются оградить свое чадо от этого всего. С одной стороны, можно понять их поступок. Они и правда хотят лучшей судьбы своему малышу. Однако, с другой стороны, повзрослевший карапуз будет не приспособлен к жизненным проблемам, не сможет выходить из сложных ситуаций. Он будет считать, что всего можно достичь, не прикладывая каких-либо усилий. Повзрослевший малыш будет воспринимать других людей, как препятствие к своим целям, будет во всем искать выгоду для себя. Такой человек психологически неустойчив.
  2. Родители воспитывают малыша, потакая ему во всем, удовлетворяют каждую его потребность. Повзрослев, человек не понимает, почему никто не хочет ему уступать, не желает выполнять его требования и просьбы.
  3. Родители, порой неосознанно, выставляют свое чадо напоказ, указывая знакомым, друзьям и соседям на то, что их малыш самый лучший и талантливый. Ребенок с детства приучается к своей исключительности.

Характерные проявления

Эгоцентристы не обращают внимание на проблемы других людей

  1. Неадекватная самооценка. Он всегда ищет оправдания собственному бездействию или винит самого себя во всех проблемах и неприятностях, что происходят. Если у такого человека низкая самооценка, то он испытывает сложности в самовыражении и самореализации. Он не способен высказать свои чувства, рассказать о том, что действительно его волнует. Если самооценка завышенная, такой человек пытается убедить всех вокруг, что он достоин самого лучшего, ведет себя высокомерно, порой заносчиво, тем самым отпугивает всех вокруг. Люди начинают относиться к нему с предупреждениями.
  2. Повышенная склонность к частым фантазиям. Такой человек погружен в собственный мир. Его мечты и фантазии становятся как-бы убежищем от жизненных разочарований. Он прячется в своем мирке от проблем реальности, от действительности.
  3. Эгоцентричный человек – это личность, которая постоянно себя сравнивает с другими людьми, имеющими большие достижения, чем он. Когда эгоцентрик видит, что у других коллег или друзей что-то получается лучше, чем у него, то опускает руки, прекращает верить в свои силы, перестает развиваться, больше не совершенствует свои способности и таланты. Он не способен проявлять свою индивидуальность, потому как постоянно на кого-то смотрит. Человек не способен радоваться своим победам, достижением, он все время ищет подтверждение собственной интересности и нужности.
  4. Ему непонятно эмоциональное состояние других людей. Он не понимает чувств кого-либо, кроме себя самого.
  5. Характерно преувеличение своих достижений, способностей с целью получить признание. Также с легкостью начнет унижать других людей, указывая на отсутствие определенных способностей. Ему важно показать свое превосходство над другими.
  6. Он ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание других людей к своей персоне, ему важно быть в центре внимания.
  7. Может наблюдаться преждевременная критика. Эгоцентрист начнет критиковать всех вокруг, так как не хочет признавать таланты других людей.
  8. Он слишком чувствителен и раним, очень переживает свои провалы. Со временем формируется свой способ мышления и целый комплекс привычек, которые будут усиливать одна другую.

Можно ли изменить эгоцентриста

Человек может измениться, если сам осознает свою проблему

Дети по мере взросления избавляются от этого качества, если взрослые, которые присутствуют при его воспитании, ведут себя правильным образом, дают понять, что он не является центром Вселенной, что у всех детей разные точки зрения и интересы, жизненные позиции. Если же родители будут навязывать свои точки зрения ребенку, внушать, что все должно быть по их мнению, то эгоцентризм задержится еще на долгое время.

Если говорить о взрослых, то их можно избавить от такой черты, но придется пройти нелегкий путь.

  1. Вряд ли получится кого-то исправить, если он не проявит свое желание. Важно, чтоб человек понял, что подобное поведение мешает ему общаться с окружающими людьми. Когда приходит осознание своей проблемы, то можно попытаться с ней справиться, либо самостоятельно, либо обратиться за помощью к психологу, который сможет определить причины возникновения такой черты характера и поможет измениться.
  2. Должно прийти осознание того, что эгоцентризму больше подвержены дети, а не люди за 20. Близким, друзьям и родственникам эксцентрика нужно вести себя соответствующим образом, не потакать, не спешить выполнить все его просьбы по первому требованию. Не будет лишним спросить эгоцентриста, знает ли он о том, что чувствуете Вы по поводу той или иной ситуации. Пусть человек задумается, поймет, что есть и другие люди со своими мнениями и потребностями.

Если человек не начнет бороться со своими эгоцентризмом, то со временем жизнь преподнесет ему серьезный урок.

Как самому измениться

Важно научиться переживать эмоции других людей

  1. Важно научиться чувствовать потребности и эмоции других людей, особенно тех, которые находятся рядом.
  2. Нужно перестать воспринимать реальность с детской точки зрения. Важно научиться быть ответственным за свои поступки.
  3. Ставьте перед собой только реальные цели. Человек должен добиваться того, к чему стремится. Тогда Вам не придется зацикливаться на неудачах. Важно, чтоб цели, к которым Вы стремитесь, были продиктованы собственными потребностями и мечтами, а не сформированными под воздействием чужого мнения.
  4. Не нужно думать, что являетесь исключительным человеком, отличным от других людей, что Ваши проблемы самые важные. Пора осознать, что и у других могут случаться трудности. А у кого-то они куда серьезнее, чем у Вас. Нужно научиться сочувствовать, освоить умение переживать за других людей, а не только за себя.
  5. Не нужно раздавать всем свои советы. Пора осознать, что у каждого есть собственное мнение, свой взгляд на жизнь.
  6. Воспитайте в себе привычку интересоваться возможностями других людей, не вваливаться к ним в любой минуту, когда Вам этого хочется, заранее предупреждать и договариваться.
  7. Если хотите кого-то о чем-то попросить, учтите его возможности, и не нужно сразу выставлять свое требование. Поговорите, узнайте о самочувствии и проблемах собеседника, и только потом озвучивайте свою просьбу.
  8. Если супруги замечают со стороны друг друга присутствие эгоцентризма, то должны мысленно ставить себя на место партнера, пытаться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволит улучшить взаимопонимание, избавит от частых конфликтов. Не нужно свои убеждения навязчиво высказывать, требуя от партнера, чтобы он признал Вашу точку зрения. Научитесь идти на компромиссы, уважайте свою вторую половинку.

Теперь Вы знаете, эгоцентричность — это (в психологии) проявление черты характера, которое в большей степени свойственно детям и является вполне нормальным в этом возрастном периоде. Если замечаете у себя или у знакомых, коллег, родственников проявления эгоцентризма, находите правильный способ общения с такими людьми и меняйтесь самостоятельно.

Эгоцентризм

Фильм «Аббатство Даунтон»

Эгоцентризм собирает внимание человека только на том, что происходит с ним, и мешает видеть более серьезные вещи.

Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.

Разновидности эгоцентризма:

  • Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
  • Моральный эгоизм — говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
  • Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.

Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди — другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.

У детей эгоцентризм выражен очень ярко, и каждый может убедиться в этом, воспроизведя с детьми 5-7 лет эксперимент Ж. Пиаже.

Дети рассаживаются вокруг круглого стола, им дается все необходимое для рисования, а на столе стоят 3 пирамидки: красная, синяя и зеленая. Дается задание: «Нарисуйте эти пирамидки!» Это задание дети выполняют без труда. «Хорошо, спасибо. А теперь, пожалуйста, пусть Ваня нарисует пирамидки так, как их видит Маша — она сидит напротив тебя. Сможешь?» — Ваня, ни минуты не колеблясь, берет снова цветные карандаши и рисует пирамидки — точно так же, как и в первый раз.

Ему пока еще не может прийти в голову, что с другой стороны стола, с другой точки зрения, те же самые пирамидки будут выглядеть уже по-другому, и красная, скажем, окажется уже не слева, а справа…

Дети взрослеют, а эгоцентризм — остается. Нет, конечно, сейчас мы уже знаем, что каждый человек одну и ту же ситуацию воспринимает по-своему, со своей точки зрения, но проблема в том, что это знание нами используется слишком редко.

Эгоцентризм особенно ярко выражен у детей и снова усиливается к старости, в связи с общим снижением интеллекта. Что касается взрослых людей, то эгоцентризм более выражен у женщин.

Вот простейший эксперимент, который часто проводится в практике семейного консультирования. Приходят муж и жена, но мужа просят подождать в коридоре. Супруга начинает ярко, подробно и образно рассказывать, как непорядочно и плохо ведет себя ее муж. Тогда консультант обращается к ней с просьбой описать ситуацию от лица мужа. Видели бы вы, какое недоумение, затруднение и растерянность на лице жены. Ой, как не хочется ей ставить себя на место мужа и смотреть на ситуацию и себя его глазами. «Ведь ваш муж, наверное, рассказал бы о том же самом по-другому. Вот сейчас мы его пригласим — как будет рассказывать про это он? — Ну, уж он тут наплетет. Я-то рассказываю как на самом деле все было…»

Ничуть не лучше (а, скорее всего, хуже) покажет себя в аналогичной ситуации ее муж.

А попробуйте сами: вспомните ситуацию последней домашней ссоры и попробуйте описать ситуацию и себя глазами того, с кем вы поссорились! И трудно, и не хочется, потому что выглядите непривлекательно.

Супруги прожили вместе более 10 лет, успели уже много раз крупно поругаться, а вот поставить себя на место другого, посмотреть на семью его глазами, постараться его понять — нет, на это времени, а точнее ума и душевных сил не хватило.

Готовы ли вы к подобному эксперименту?

Он вовсе не сложен тем, кто не ругается, а выслушивает мнение другого даже в ссоре. «Я вижу проблему так. А как ты?»

ВЫ НЕ МОЖЕТЕ СЧИТАТЬ, ЧТО ПРАВЫ, ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ НА СИТУАЦИЮ ГЛАЗАМИ ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Вот еще один аналогичный эксперимент, выявляющий взаимопонимание между супругами и, кстати, способствующий его улучшению. Супругам даются листочки бумаги, и они должны (каждый отдельно друг от друга) дописать незаконченные предложения. Какие? — Например, предлагается фраза «Я больше всего ценю в тебе…» — и надо дописать 5-10 пунктов, предположим: порядочность, чувство юмора, справедливость, твою зарплату, любовь ко мне, терпимость… Каждый пишет то, что ему важно.

Если в паре неблагополучные отношения, им предлагаются, как правило, следующие фразы:

– Меня часто раздражает в тебе… (пишут быстро и энергично. «Можно больше, чем 10 пунктов?»).

– Я хочу, чтобы ты… (тоже пишут без затруднений).

– Я ценю в тебе… (Это уже существенно сложнее. «А можно меньше 5 пунктов?» Такое ощущение, что они что-то вспоминают: видимо, то, что ценили друг в друге раньше. А ведь полезный вопрос, не правда ли?).

– Ему не нравится во мне… Он хочет, чтобы я… Он ценит во мне… (все эти пункты идут с большим трудом, люди с напряженным интересом начинают смотреть друг на друга, как будто в первый раз…).

Но надо предупредить, что нельзя, например, писать по типу «Меня раздражает в тебе то, что ты эгоист».

Что здесь имеется в виду? То, что муж любит смотреть телевизор, а не заниматься с сыном уроками или ничего не делает по дому? (Или: «А что он утром поест, а посуду за собой не помоет?») Тогда, пожалуйста, так и напишите. Иначе написанное вами непонятно, но может сделать другому больно.

Никто не отменял еще старинного правила: «Человека критиковать нельзя, критиковать (естественно, доброжелательно и конструктивно) можно только его действия».

Теперь, после выполнения этого условия супруги могут обменяться листочками и обсудить написанное. Как правило, это вызывает живейший интерес и бурные эмоции. Многие вещи становятся для них открытиями, и, если обсуждение направляется в конструктивное русло, оно для обоих дает очень многое.

Понятно, что аналогичные эксперименты можно проводить не только в семейной консультации и не обязательно письменно. В какой-то, более простой и гибкой форме все это может происходить в рамках обычного разговора между супругами.

Например, вечером мы гуляем с женой, и можно среди других разговоров поиграть в такой:

– Давай погадаю! Ты больше всего ценишь во мне… (А если я что-то позабуду, жена мне напомнит, и мне будет приятно. Если же я что-то назову и встречу удивленные глаза жены — будет что обсудить).

– Ты хочешь, чтобы я «больше занимался с детьми» — я сам этого хочу. «Реже ездил в командировки» — и я хочу того же, но ведь там я зарабатываю деньги, а деньги всегда нужны. (А на что-то я отвечу: “Нет, у меня свои планы»).

– Тебе не нравится во мне и нередко раздражает, что … (надо принять как непреложное, что практически в любой, самой благополучной и любящей паре всегда есть что-то, что другому не нравится. Из этого вовсе не стоит делать секрет или проблему. «Да, тебе не нравится во мне то-то. Мне это самому в себе не нравится, но поделать ничего не могу. Второе: тебе не нравится во мне то-то. Я с этим борюсь и прошу твоей помощи. А то, что тебя раздражает то-то и то-то — это твои проблемы, давай бороться с твоим раздражением”).

Если такие разговоры становятся семейной традицией, супругам никогда не будет скучно, и душевное отчуждение едва ли будет им грозить.

Как правило, эгоцентризм связан с эгоизмом и нередко является его крайним выражением. Однако нередки случаи, когда эгоцентризм проявляют даже вполне альтруистичные люди — например, когда родители заботятся о ребенке, стараясь порадовать его тем, что сейчас радует их, взрослых людей. «Я люблю книги по истории — и ребенка порадую книгами по истории!» — Тоже эгоцентризм…

Проявления

Основная статья: Ранняя концепция Ж. Пиаже о развитии мышления ребёнка

Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и в старости.

Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведённых им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например:

  • Эксперимент с игрушкой и горой. Ребёнку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого с противоположной стороны «горы» сажают на стул игрушку, и ребёнка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка, и тем, что видно со стула игрушки, ребёнок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки.
  • Другой эксперимент заключался в том, что ребёнку последовательно задавалось два вопроса: первый — сколько у него братьев и сестёр, второй — сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознаёт, что может не быть центральным объектом.

Повышение оригинальности

Открытие эгоцентризма детского мышления.
Эгоцентризм — это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.
Обратимся сначала к характеристике феноменов, доступных наблюдению. Эти феномены по сравнению с общим эгоцентризмом ребенка, который практически не поддается непосредственному наблюдению, внешне относительно ясно выражены.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.
Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Эту закономерность, согласно Пиаже, можно применить как к содержанию понятий, так и к самым простым восприятиям
«Реализм» бывает двух типов интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер — это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно, для него мысль и вещь почти не различаются У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки зрения. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно соотносятся. Шаг за шагом в процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях.
Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и др.. У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнить логические операции сложения и умножения класса, наименее общего для двух других классов, но содержащего оба этих класса в себе (животные = позвоночные + беспозвоночные).
Особенно трудно ребенку дать определение для относительных понятий — ведь он думает о вещах абсолютно, не осознавая (как показывают эксперименты) отношений между ними. Ребенок не может дать правильное определение таких понятий, как брат, правая и левая сторона, семья и др., до тех пор, пока не обнаружит, что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Известный тест о трех братьях может служить хорошим примером этому.
Остановимся еще на одной важной особенности детской психики — феномене эгоцентрической речи.
Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения», и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный — —собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.
Такое понимание эгоцентрической речи встретило много возражений. Пиаже в свою очередь заявил, что результаты могут варьировать в зависимости от социальной среды, и большое значение для коэффициента эгоцентрической речи имеют связи, которые складываются между ребенком и взрослым. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.
Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми-ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во время символической игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или работой детей. Однако, чем моложе ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Коэффициент эгоцентрической речи, как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.
Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже, общество, особенно в сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Напротив, вследствие принуждения возникает «реализм» моральный и интеллектуальный, чисто внешние представления о правилах. Когда законы навязываются ребенку взрослым, неизбежны суждения по внешнему впечатлению. Реальное столкновение между мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается в систематическом искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок конструирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, то это понятие остается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его соответственно своей умственной структуре. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности.
Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей.
При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике, Пиаже считал установление этих отношений необычайно важным фактом. По его мнению, социальная жизнь создает необходимость логических норм
!!! При изучении психологии развивающегося ребенка Пиаже уделял большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта, он детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Пиаже были выделены логические структуры мышления, названные операциями. Операция – это мыслительное действие, обладающее свойством обратимости, т. е. если ребенок выполнил нужное задание, то он может вернуться к его началу путем совершения обратного действия. По мнению Пиаже, суть интеллектуального развития ребенка состоит в овладении операциями. Основной целью разумного поведения, или мышления, Пиаже считал адаптацию к окружающей среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – это повторяющаяся структура или организация действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий.
Появление у ребенка представления о сохранении — это условие возникновения обратимости мышления. Именно поэтому, эгоцентризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.
Представление о сохранении — в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие — легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды). Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка являются эгоцентризм мышления ребенка и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, трансдукция (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.
Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже — понятие социализации. По его мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка — источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина — ребенок социален с самого начала.
Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет представляют собой минимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое «Я», не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат и моральные принципы.
В психологии известно другое понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» как «очеловечивание» под влиянием воспитания, как «воздействие поколения взрослых на поколение молодых». Человек появляется на свет в качестве природного, асоциального существа. Воспитание, социализация создает в нем новое существо. Оно накладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитание выступает как давление, принуждение.

По Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка — переход от эгоцентрической позиции — к объективной.
Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 7-8 лет.
До этого периода взаимодействие субъекта с миром вещей и людей подчиняется законам, которые Пиаже описывает в терминах биологического приспособления. Он прямо указывает, что корни умственных операций надо искать в биологии. Можно дать мышлению его истинное объяснение, считает Пиаже, анализируя отношения организма с его окружением. Реальность, как она проявляется для ребенка, — продукт исходного взаимодействия между умом ребенка и окружающим его миром. Реальность, по Пиаже, или точнее — представление о реальности конструируется интеллектом.
Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в результате изменившихся условий и в соответствии с ними. Аккомодация, восстанавливая нарушенное равновесие в психике и поведении, устраняет несоответствие между имеющимися навыками, умениями и условиями выполнения действий. Пиаже полагал, что надо стремиться к тому, чтобы ассимиляция и аккомодация всегда находились в равновесии, потому что, когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, мышление становится ригидным, поведение – негибким. А если аккомодация превалирует над ассимиляцией, поведение детей становится непоследовательным и неорганизованным, наблюдается задержка в формировании устойчивых и экономных приспособительных умственных действий и операций, т. е. возникают проблемы в обучении. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Достижение равновесия – трудная задача. Успешность ее решения будет зависеть от интеллектуального уровня субъекта, от новых проблем, с которыми он столкнется. К равновесию необходимо стремиться, и важно, чтобы оно присутствовало на всех уровнях интеллектуального развития.
Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие, продолжающееся на протяжении всей жизни человека.
На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии. По Пиаже, существует четыре такие стадии: сенсомоторная, дооперационная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.
Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств.
Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Ему трудно представить, как другие воспринимают то, что наблюдает и видит он сам. В этом выражается эгоцентризм мышления, т. е. ребенку трудно встать на позицию другого человека, увидеть явления и вещи его глазами. В этом возрасте дети могут классифицировать объекты по отдельным признакам, справляются с решением конкретных проблем, связанных с реальными отношениями людей, – трудность заключается лишь в том, что им трудно выражать все это в словесной форме.
Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами. Данная стадия характеризуется тем, что дети могут выполнять гибкие и обратимые операции, совершаемые в соответствии с логическими правилами, логически объяснять выполненные действия, рассматривать разные точки зрения, они становятся более объективными в своих оценках, приходят к интуитивному пониманию следующих логических принципов: если А = В и В = С, то А = С; А + В = В + А. В 6 лет усваиваются представления о сохранении числа, в 7 лет – массы, около 9 лет – веса предметов. Дети начинают классифицировать объекты по отдельным существенным признакам, выделять из них подклассы.
Рассмотрим освоение ребенком сериации на следующем примере. Детям предлагают разложить палочки по размеру, начиная от самой короткой и кончая самой длинной. У детей эта операция формируется постепенно, проходя ряд этапов. На начальном этапе дети утверждают, что все палочки одинаковые. Затем они делят их на две категории – большие и маленькие, без дальнейшего упорядочивания. Потом дети отмечают, что среди палочек есть большие, маленькие и средние. Дальше ребенок методом проб и ошибок пытается упорядочить палочки, опираясь на свой опыт, но снова неверно. И только на последней стадии он прибегает к методу сериации: сначала выбирает самую большую палочку и кладет ее на стол, затем ищет самую большую из оставшихся и т. д., правильно выстраивая серию.
В этом возрасте дети могут упорядочивать объекты по различным признакам (высоте или весу), представлять в уме и называть серию выполняемых, выполненных действий или тех, которые еще надо выполнить. Семилетний ребенок может запомнить сложный путь, но графически способен воспроизвести его только в 8 лет. Одной из центральных характеристик познавательного развития детей в этом возрасте является появление у них представления о сохранении. Ослабление эгоцентризма мышления, переход от него к объективной оценке вещей способствует возникновению представлений о сохранении количес
и т.д……………..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *