Доктор Моррис

Дневник самоконтроля

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное осознание индивидом своих собственных действий, а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, страхом. Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

• Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
• Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
• Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
• Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
• Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и самооценка весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Как научиться самоконтролю?

Даниил Барабанов 1403 2 года назад кандидат психологических наук, доцент, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ) АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я занимаюсь исследованиями на смежную тему. «Волевая регуляция» и «самоконтроль» — это родственные понятия, хотя и не тождественные. У нас и зарубежом существует много различных концепций, в которых «самоконтроль» понимается по-разному и, соответственно, предлагаются различные советы и рекомендации, как это дело улучшить.

В том, что самоконтроль нужен и полезен сходятся все. Но что это такое?

1. Есть, например, ресурсный подход Роя Баумейстера (ego-depletion theory). Рой Баумейстер живет и работает в США и с коллегами уже много лет развивает свою авторскую теорию. В ней считается, что самоконтроль подобен некоторой мышце, которая перестает нормально работать, когда устает. И как мышцу самоконтроль можно «накачать» путем различных тренировок. Многочисленные исследования Баумейстера и его коллег показывают, что для осуществления самоконтроля на нормальном уровне у человека должно быть хорошее функциональное состояние. Т.е. он должен выспаться, нормально поесть и т.п. Отсюда рекомендация: привести себя в порядок. Возможно, у Вас не получается, потому что Вы спите часов 6, едите на ходу пару раз в день и сидите в неудобной позе. Рекомендация 2: начинать с мелочей и переходить к более крупным вещам.

2. Есть, например, теория прокрастинации Тимоти Пичила. Тимоти Пичил — это канадский ученый, работает в университете Карлетон (Оттава). У него есть небольшая книжка, переведенная на русский язык. Называется «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией». Основные исследования Пичила сосредоточены на том, чтобы понять психологические механизмы прокрастинации. Так, он полагает, что мы посредством необязательного занятия пытаемся привести себя в хорошее эмоциональное состояние, чтобы в этом эмоциональном состоянии уже начать делать основное дело (например, готовиться к экзамену). Такая стратегия оказывается проигрышной, и в итоге мы оказываемся и в плохом настроении, и с несделанными делами. Причем исследования показывают, что основное дело кажется более трудным, страшным и отталкивающим ДО того, как мы начали им заниматься. А когда садимся, оно уже кажется немного легче, спокойнее и приятнее. Т.е. рекомендация: усадить себя хотя бы на 15 минут и начать. Дальше можно втянуться, окажется все не так плохо. Не ждать хорошего настроения и вдохновения.

3. Есть, например, теория Кэролл Двек (профессор в Стэнфордском университете). Она развивает понятие «имплицитной теории личности» — это, грубо говоря, то, что мы узнаем о самих себе и жизни, и укладываем в такие бытовые теории. Соответственно, если человек считает себя волевым, считает, что у него развит самоконтроль — такой человек старается лучше и дольше. Тут однозначные рекомендации дать сложно, потому что «поверь в себя» и «мысли позитивно» — это как-то непрофессионально. Хотя общая логика примерно такая.

4. Есть неплохая книжка с советами от Келли Макгонигалл (профессор в Стэнфордском университете) — «Сила воли. Как развить и укрепить» — там дан достаточно большой набор рекомендаций и обзор исследований по теме. Исследования, конечно, зарубежные.

5. В СССР и России более популярными были термины «воля» и «волевая регуляция». Пособий на эту тему с советами было достаточно много. Например, «Как воспитать волю и характер» Л. Рувинского. Если отбросить идеологические «приколы» про построение коммунизма, Вы найдете там много полезных историй и советов.

6. Много интересных исследований велось в Рязанской школе психологии воли. В.И. Селиванов и А.И. Высоцкий работали в Рязанском Государственном Университете имени Есенина. Можете найти их работы в интернете.

7. Возможно, наиболее полезной для Вас может оказаться книга «Психологические механизмы волевой регуляции» В.А. Иванникова (профессора МГУ имени М.В. Ломоносова). Иванников предлагает рассматривать в качестве основного механизма волевой регуляции — изменение или создание дополнительного смысла действия. Идея в том, что если мы что-то не делаем, мы не видим в этом достаточно смысла. Если этот смысл «появляется», то мы можем сделать это дело. Соответственно, чем лучше Вы владеете способами создание/изменения смысла действия, тем лучше Вы справляетесь. В книге выделяется 8 таких способов, которые Вы можете использовать. Опять же рекомендация: начинать с малого и тренироваться систематически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *