Доктор Моррис

Дизартрия у ребенка лечение

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
— медицинское воздействие;
— психолого-педагогическую помощь;
— логопедическую работу.
Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.
При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5—6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики.
На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5—6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» — «б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.
Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.
Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу—вверху» и т.д.).
Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка—мишка, удочка—уточка, коса—коза и т.д.).
Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).
Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.
Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.
Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:
— с фонетическими нарушениями;
— с фонетико-фонематическим недоразвитием;
— с общим недоразвитием речи.
(по Архиповой Е. Ф)

Нужен логопед на Свиблово? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

  • Фото-Видео
  • Отзывы
  • Статьи
  • Лицензии
  • Работа у нас
  • Страховые партнеры
  • Партнёры
  • Контролирующие организации
  • График приема граждан по личным обращениям
  • Онлайн консультация врача

Дизартрия – это наиболее тяжелое нарушение речи, так как связано с нарушениями в центральной нервной системе. Это заболевание проявляется нарушением произношения звуков, заменой одних звуков другими, изменение темпа речи, силы голоса. Все это приводит к тому, что речь становится невнятной, тяжелой для восприятия. Дети с дизартрией понимают, что их речь отличается от речи сверстников, им тяжело общаться, трудно находить общие темы для разговоров.

Кроме этого, дети раннего возраста достаточно жестоки к тем, кто чем-то отличается от них. Все это в сумме приводит к тому, что дети с дизартрией плохо идут на контакт, они замыкаются в себе и стараются не разговаривать.

Причины дизартрии:

  • инфекции, перенесенные во время развития плода в утробе матери;
  • травма, нанесенная в процессе родов ребенку;
  • ранее перенесенные инфекционные заболевания с негативным воздействием на нервную систему и головной мозг – например, менингиты и энцефалиты;
  • врожденные пороки развития нервной системы;
  • диагностированная ишемическая болезнь новорожденных;
  • наследственные заболевания тяжелой степени.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. Применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • медикаментозное лечение;
  • логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

При лечении очень важно, чтобы в этом были заинтересованы родители, так как лечебные методики рассчитаны не только на время занятия в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях. Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводить постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьбе: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходим за ручку и, наконец, самостоятельная ходьба.

Первое, что необходимо делать ежедневно, – это логопедический массаж.

Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата.

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения. Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов.

Услуги и цены Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный 2 000 руб. Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный 1 750 руб. Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин 1 600 руб.

Запись на прием

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением речедвигательного анализатора и нарушением работы мышц артикуляционного аппарата. Данное логопедическое заболевание является очень распространённым (более распространена только дислалия) и встречается у 3-6% детей до подросткового возраста. Основе этого расстройства лежат органические поражения нервной системы, поэтому при диагнозе дизартрия, помимо лечения у логопеда, также необходимы консультации невролога.

Причины развития дизартрии у детей

Чаще всего дизартрия у ребёнка выступает, как расстройство, сопровождающее детский церебральный паралич (в 65-85% случаев) и имеющее те же причины возникновения.

Заболевания и состояния, перенесённые во внутриутробном периоде развития, которые могут вызвать пороки развития нервной системы:

  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери

  • патологическое течение беременности

  • резус-конфликт

  • внутриутробные инфекции

  • хронические болезни матери

  • недоношенность и преждевременные роды

  • гипоксия плода в утробе

  • асфиксия или ишемия головного мозга у новорожденных

  • родовая травма

  • тяжелые наследственные заболевания


Заболевания и состояния, перенесённые в раннем детстве, которые могут спровоцировать развитие дизартрии:

  • гидроцефалия

  • черепно-мозговая травма

  • нейроинфекции (менингиты, энцефалиты)

  • интоксикации (как ядовитыми веществами, так и при инфекционных заболеваниях)

  • гнойный отит среднего уха


Признаки дизартрии у ребёнка

Основным внешним проявлением дизартрии является нечёткая речь из-за нарушения работы речевого аппарата вследствие гипотонии артикуляционных мышц. Однако, помимо сложностей с произношением, ребёнок испытывает и другие проблемы, вызванные бульбарными нарушениями. Самые распространённые симптомы дизартрии:

  • несмыкание губ и самопроизвольное выпадения языка наружу

  • либо, наоборот, слишком плотно сжатые губы, что вызывается спазмом артикуляционных мышц

  • вялость или полная неподвижность языка вследствие дистония артикуляционных мышц

  • бульбарные нарушения: трудности при приеме пищи (особенно жидкой), частые поперхивания, сложности с глотанием, общее вялое состояние и частые срыгивания у младенцев, гиперсаливация (избыточное выделение слюны и несглатывание её)

  • также у младенцев часто отсутствует лепет в положенном возрасте, а первые слова звучат уже после 2 лет

  • назализация голоса (ребёнок говорит в нос) при отсутствии ринита и прочих ЛОР-заболеваний

  • нарушение речевого дыхания: ребёнку сложно выговорить всю фразу целиком, он делает частые паузы или быстро «задыхается», к концу предложения голос затухает

  • речь немелодична: монотонная, слишком быстрая или, наоборот, растянутая

  • многие звуки в речи искажаются, подменяются другими или пропускаются вовсе (твёрдые звуки смягчаются, речь свистящая или шипящая)
  • из-за гипертонуса голосовых связок голос больного ребёнка обычно очень высокий и даже писклявый

  • иногда из-за паралича речевых мышц может быть полная немота (анартрия)

  • также часто у детей с дизартрией страдает любая мелкая моторика, поэтому они не любят выполнять действия подобной направленности (застёгивать пуговицы, прорисовывать мелкие детали или собирать мелкие конструкторы/головоломки, впоследствии – проблемы с письмом)


Формы и виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии: по локализации поражения, по ведущему клиническому синдрому и по степени тяжести заболевания.

Бульбарная дизартрия

Для данной формы дизартрии характерно нарушение или отсутствие бульбарных рефлексов: нарушения сосания и глотания, избыточное слюноотделение, трудности с жеванием, практически полное отсутствие мимики. Голос обычно гнусавый, хриплый, очень тихий, все согласные звуки однообразны.

Псевдобульбарная дизартрия

Это состояние вызвано гипертонусом мышц речевого аппарата либо спастическим параличом. Самой характерной картиной являются нарушения работы мышц языка, гиперсаливация, частое поперхивание. Нарушено произношение сонорных (звонких, но не имеющих глухой пары), шипящих и свистящих звуков.

Корковая дизартрия

Основная причина корковой дизартрии — нарушение произвольной артикуляционной моторики, в то время как речевое дыхание и часто интонационная составляющая сохранны.

Подкорковая дизартрия

Для данной формы характерны гиперкинезы – непроизвольные движения, в частности мимические и артикуляционные. В процессе речи гиперкинезы усиливаются, что может привести к артикуляционному спазму, что ведёт к перепадам тембра (то низкий хриплый, то высокий, писклявый) и силы голоса (то шёпот, то выкрики). Также страдает темп речи и может возникать заикание (как проявление гиперкинеза).

Мозжечковая дизартрия

При данном состоянии речь больного отрывиста, толчкообразна и больше похожа на скандирование, чем на плавную речь. Также характерна атаксия (тремор и слабость конечностей, шаткость походки, нарушения координации движений и равновесия).

Также иногда выделяют холодовую дизартрию, которая проявляется при сильных изменениях температуры в помещении, где находится ребёнок. Причиной такого состояния является нервно-мышечное заболевание миастения.

Логопеды выделяют 4 степени тяжести заболевания:

  1. Лёгкая степень (стёртая дизартрия) – окружающими обычно не регистрируется, но логопед сразу же заметит нарушения

  2. Средне-лёгкая степень – речь понятна окружающим, но уже явно заметны нарушения

  3. Степень средней тяжести – речь сильно нарушена, ребёнка понимают только люди, которые с ним часто общаются (родители) и то лишь потому, что уже знают, как ребёнок искажает каждое слово

  4. Тяжёлая степень (анартрия) – речь либо непонятна вообще никому либо совсем отсутствует


Диагностика дизартрии у детей

При речевых нарушениях ребёнка в первую очередь необходимо сводить на консультацию к неврологу, который проведёт необходимые исследования и сможет правильно диагностировать дизартрию. Помимо неврологических тестов и регистрации объективных данных врач невролог назначит:

  • электроэнцефалографию

  • электромиографию или электронейрографию

  • эхо-исследование или МРТ головного мозга

  • трансканальную магнитную стимуляцию


После получение результатов этих исследований ребёнок направляется на консультацию к логопеду, который также проведёт логопедические пробы для определения формы и степени заболевания.

Лечение дизартрии у детей

Лечением дизартрии дальше занимается врач логопед. В ходе логопедических занятий ребёнок будет развивать:

  • мелкую моторику рук

  • моторику речевого аппарата

  • дыхание

  • интонацию, тембр и силу голоса

  • правильное звукопроизношение


Помимо занятий с логопедом важно, чтобы ребёнок получал медикаментозное лечение (ноотропы), а также прошёл курс физиотерапии (массажи, ЛФК, акупрессуры и т.д.). Также хорошо себя показывают нетрадиционные виды лечения: игровая, песочная или изотерапия, дельфинотерапия.

В случае ранней диагностики и начала лечения дизартрии, а также несложных органических поражений нервной системы, есть все шансы полностью избавиться от болезни. В то же время нелеченная дизартрия может существенно снизить возможность ребёнка нормально обучаться, а также нарушает нормальные социальные контакты, что может очень негативно повлиять на качество жизни человека.

Псевдобульбарная дизартрия — наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.
Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.
2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки » a» и «у» недостаточно четкие, звуки «и» и «ы» обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.
Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.
3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.
Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея — «ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»).
Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.
Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку.
Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук «с» следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар.
Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.

Ребенок, имеющий дизартрию, не может четко и правильно выговаривать звуки. Причиной этого состояния является поражение определенных отделов мозга, «отвечающих» за корректные связи с артикуляционным аппаратом.

Тяжелая форма дизартрии сопровождается столь явными внешними проявлениями, что не заметить ее просто невозможно. Кроме того, в основном она сопутствует таким сложным заболеваниям как детский церебральный паралич, и лечение производится в комплексе.
Дизартрия может быть разных видов: корковая, бульбарная, мозжечковая, подкорковая, в зависимости от того, какая часть мозга поражена. Соответственно, коррекционные меры будут немного отличаться.

Отдельно хотелось быть отметить более легкую форму дизартрии — она называется стертая. Этот вариант может казаться родителям чем-то незначительным, не требующим глубокого внимания. В конце концов, вон, у соседей Ваня тоже плохо говорил до школы, а сейчас хорошо учится!

Не стоит смотреть на Ваню и других детей. Дизартрия в корне отличается от простого невыговаривания отдельных звуков. Коррекция этого состояния может потребовать длительного времени и немалых усилий со стороны ребенка и его родителей.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.

Работа логопеда-дефектолога при дизартрии

Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.

При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.

Что входит в занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
  2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
  3. Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
  4. Формирование пространственной ориентации.
  5. Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
  6. Постановка правильного произношения звуков.

Читайте также: Гиперактивный ребенок: советы родителям

Упражнения и занятия при дизартрии

Пальчиковые игры и гимнастика:

  1. «Мальчик-пальчик, где ты был?» Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.
  2. «Изображаем зверей» Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».
  3. Большое значение имеет массаж рук. В зависимости от наличия спастичности или, наоборот, слабого тонуса ручек, он проводится по-разному. Для расслабления в домашних условиях можно просто проводить либо легкое поглаживание пальцев от кончиков к основаниям, затем ладошек и всех поверхности рук снизу вверх. Чтобы укреплять мышцы, домашний массаж проводится иначе — нужно активно поглаживать, разминать, растирать пальцы и ладони.

Артикуляционная зарядка:

  1. Всем взрослым, вероятно, знакомо упражнение «лошадка», когда языком нужно цокать. Это очень полезно, но может получиться не сразу. Для тренировки язычка потребуются и другие «тренировки».
  2. «Блинчики» — язык нужно распластать в плоский блин, рот приоткрыт.
  3. «Змея» — острый, как жало, язык высовывается вперед и назад.
  4. Кончиком языка тянуться к носу, затем к подбородку.
  5. А если попробовать свернуть язык в трубочку?

Дыхательные упражнения:

  1. «Волшебное дыхание». Ребенку в ноздри (неглубоко, конечно) вставляются кусочки ваты. Он должен выдыхать таким образом, чтобы вата не упала.
  2. «Гонки». На стол кладутся два ватных шарика. Взрослый и ребенок должны дуть каждый на свой комок. Кто «угонит» свой комочек дальше, тот выиграл в гонках.
  3. Очень хорошее действие оказывает дыхательная гимнастика Стрельникова.

Развитие мелкой моторики:

Здесь поле для деятельности практически не ограничено. То есть ограничено лишь возможностями ребенка. Но если заниматься регулярно, у него будет получаться все лучше и лучше.

Можно использовать игры-шнуровки, сортеры, рисование на крупе, просто рисование карандашами. В рамках подготовки к школе полезно научить ребенка штриховке, аккуратному раскрашиванию картинок.

Упражнения для ориентации в пространстве:

  1. «Чьи следы». На бумаге оставлены отпечатки рук и ног. Ребенку нужно понять, где правая рука (нога), а где левая.
  2. «Магазин». Ребенку нужно правильно расставить товары на полках магазина, ориентируясь на указания взрослого — ПОД столом, НА полке, СЛЕВА от конфет и т. п.
  3. Игры со счетными палочками. Ребенок должен по образцу сложить заданную фигуру.

Что касается логопедического массажа и постановки правильного произношения звуков, заниматься этим должен обязательно специалист. Логопед даст задания, которые нужно будет выполнять дома, и разъяснит, как правильно их выполнять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *