Доктор Моррис

Дебрифинг

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДЕБРИФИНГ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ

В данной главе:

  • дается определение понятия “обратная связь”;
  • дается определение понятия “дебрифинг”;
  • объясняется, почему важно различать эти понятия.

Термины “обратная связь” и “дебрифинг”, в этой книге имеют совершенно разные значения. Поэтому чтобы получить максимальную отдачу от практической работы в ходе тренинга и оправдать вложенные в него деньги и потраченное на него время, очень важно эти различия понимать. Слово “пересмотр” (Review (англ.) обозрение, обзор, пересмотр (Примеч. ред.)) относится к обсуждению всего занятия в целом, что вполне может включать в себя получение обратной связи относительно приобретенных знаний и навыков, а также дебрифинг или обсуждение мнений участников.

Что такое обратная связь?

Программа грамотно спланированного тренинга включает в себя формулировку целей и задач данного тренинга, которые, в свою очередь, соответствуют желаемым стандартам исполнения участниками какой-либо работы. Цели и задачи учебных тренингов, в которых даются необходимые теоретические знания, могут быть направлены на овладение участниками определенной информацией. Например, после тренинга:

Участники в течение пяти минут по памяти смогут перечислить 13 основных штатов Америки.

Цели и задачи тренингов, направленных на отработку навыков, могут выражать способность участников продемонстрировать определенный уровень владения каким-либо навыком. Например:

Участник тренинга сможет жонглировать тремя апельсинами, не уронив ни один из них в течение двух минут.

Если результат тренинга останется неопределенным и неоцененным, тренер не сможет узнать ни того, кто из участников нуждается в дополнительной помощи, ни того, когда следует заканчивать проведение тренинга. Если цели и задачи тренинга не отвечают желаемым стандартам, участники не смогут достичь необходимого уровня исполнения своей работы. Если организация тренинга не соответствует должному уровню, тренинг не оправдает потраченных на него денег и времени. Мэйджер (Mager, 1991) превосходно описывает эти основные составляющие тренинга.

Обратная связь определяется как предоставление участникам тренинга информации о том, какие их действия способствовали достижению необходимого уровня исполнения работы и что именно так они и должны действовать в дальнейшем, а также информацию о том, какие действия препятствовали достижению необходимых стандартов и повторения каких действий необходимо избегать. Обратная связь включает в себя и планирование того, как достичь максимального уровня исполнения работы. Очевидно, что достижение запланированного результата свидетельствует о правильном, или верном, поведении, отсутствие результата — о неправильном, или неверном, поведении. Идея правильности и неправильности направлена не на критику самих участников тренинга, а на фактическое отображение того, насколько их деятельность соответствует желаемому уровню исполнения. Очевидно, что здесь все зависит от мастерства самого тренера. Если участники тренинга не поймут, какие их действия верные, а какие неверные, они не увидят необходимости что-либо менять. Если не будет выработан план по совершенствованию, они не узнают, каким образом можно что-либо изменить. Процесс совершенствования может быть начат посредством получения обратной связи, или, согласно модели “информация—переработка—результат”, прогресс может быть достигнут только при получении обратной связи.

Само значение слова передает общую идею того, что принимается за стандарт. Если необходимо информировать участников тренинга о том, что они сделали верно или что сделали неверно, необходимо определить, что является верным или неверным в их действиях. Обратившись к классификации, приведенной в главе 1, мы увидим, что обратная связь актуальна в ситуации получения новых знаний, когда, по определению, имеется верное и неверное решение. Также это относится и к тренингам, направленным на тренировку навыков. Если мы определим уровень мастерства, которого должны достичь участники тренинга, то довольно легко сможем оценить, насколько им это удалось. Если желаемая скорость печатания установлена как 200 знаков в минуту, мы можем засечь время и затем подсчитать количество напечатанных знаков. Однако если желаемый уровень печатания определен фразой “достаточно быстро”, это подразумевает огромное количество вариантов того, что значит “достаточно быстро”.

Тренинги, направленные на работу с установками участников, всегда оказываются проблематичными. Установка — это внутреннее состояние человека, и только по его поведению мы можем догадываться о его отношении к чему-либо. Хотя мы можем оценить правильность или неправильность действий человека, мы никогда не сможем быть уверены в том, что эти действия отражают его истинную позицию. Добросовестные участники тренинга понимают, что они должны сделать или сказать, так как тренер упорно добивается от них этого если не днями, то часами. Они могут легко подчиниться и продемонстрировать “правильное” поведение во время тренинга только лишь для того, чтобы тренер остался доволен, но не имея никакого намерения вести себя подобным образом после тренинга.

Проблема с получением обратной связи действительно насущна при проведении тренинга, на котором участники высказывают свое мнение или суждение. По определению, суждение не может быть оценено как верное или неверное, однако для обратной связи должен быть установлен некий стандарт, по которому будет определяться правильность или неправильность решения. Недопустимо предоставлять обратную связь по поводу суждений в момент их высказывания участниками тренинга. Конечно, можно рассмотреть различные суждения участников в свете своего или чужого опыта и, обсуждая последствия, как бы задним числом дать оценку данному событию. Если бы мы должны были предоставить обратную связь по поводу чьего-либо мнения, мы могли бы это сделать только относительно верности информации, которая была использована при высказывании мнения. Мы могли бы сказать участникам тренинга, что их идея неприемлема в случае, если она противоречит политике компании, ее правилам и уставу или идет вразрез с законом или этическими нормами. Таким образом, механизм обратной связи работал бы только относительно степени информированности участников тренинга, показывая ошибочность суждения в результате отсутствия верной информации. Тренер не должен подвергать критике ни одну идею, если та соответствует всем установленным правилам, даже в том случае, если он ее не поддерживает. Если тренер и находит идею совершенно неприемлемой, это не исключает того, что тому или иному конкретному участнику тренинга она может казаться вполне подходящей.

В предыдущей главе мы рассматривали варианты решения того, как поступить с сотрудником, который опоздал на работу. Представим, что один из участников тренинговой группы предложит следующий вариант: встать перед опоздавшим, посмотреть на часы и сделать какое-нибудь саркастическое замечание. Даже несмотря на то что тренер, возможно, никогда не поступил бы так сам, мнение участника не может быть неверным. Мнение приемлемо, поскольку не противоречит никаким правилам или нормам. Тренер, который пытается оспорить мнение участника, рискует навязать ему свою собственную систему ценностей. Участник тренинговой группы может прийти в замешательство оттого, что тренер не может поддержать свою критику фактами. Позднее, когда уже другой инструктор скажет, что быть саркастичным — неприемлемо, доверие участника группы к тренинговым мероприятиям может ослабнуть. Конечно, первый тренер иногда может обращать внимание на потенциальную опасность сарказма, но он не должен утверждать, что участник тренинговой группы определенно не прав.

Очевидно, что, прибегнув к сарказму в данном случае, участник тренинговой группы уже имеет опыт подобного реагирования в реальных жизненных ситуациях. Если участник тренинговой группы попробует выразить саркастическое замечание, содержащее оскорбление сексуального или расистского характера, то в этом случае он будет не прав, так как действует вразрез с этическими нормами. Здесь стоит вновь определить суждение как один из возможных вариантов решения проблемы в случае, когда нет ни верного, ни неверного решения.

Что такое дебрифинг?

Дебрифинг — это процесс пересмотра суждений или мнений участников тренинга, а также обсуждение и сравнение их решения с возможными альтернативами. Это не значит, что то или иное решение неверно, так как мнение не может оцениваться как верное или неверное, за исключением того момента, когда неверной может быть информация, на основе которой строится суждение. Цель дебрифинга — заставить участников тренинга подойти к решению проблемы с различных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей для выбора действий. Также участники могут получить знания из опыта друг друга, без необходимости самим повторять его.

Пример 1

Когда Крис, обучающийся вождению автомобиля, подъезжает к светофору, тот переключается на желтый свет. У Криса есть выбор: он может либо остановиться, либо продолжить движение. При данных обстоятельствах оба действия одинаково приемлемы. После урока Пэт, его инструктор, спрашивает Криса о причинах выбранного им решения и обсуждает с ним те факторы, которые следует принимать во внимание в момент решения в подобной ситуации. Эти факторы могут включать в себя дорожные и погодные условия, а также скорость и дистанцию. Крис не ошибся, принимая свое решение. Обсуждение с инструктором поможет ему правильно реагировать на сигналы светофора в будущем.

Пример 2

Выяснив, в чем заключаются потребности покупателя, и ознакомив его с характеристиками и преимуществами предлагаемого продукта, Хэрриет решила перейти к заключительным переговорам и подписать с покупателем договор о купле-продаже. Покупатель не купил продукт, но в тот момент, когда она делала предложение, никто не мог заранее предугадать его реакцию. Позже Сара, ее менеджер по продажам, высказала свое мнение по поводу этой ситуации, пересматривая процесс переговоров и возможные варианты действий для того, чтобы убедить будущих покупателей. В то же время Сара, возможно, считает, что такой дебрифинг оказался для Хэрриет очень полезным, так как расширил ее опыт. Метод, который использовала Сара, в точности соответствовал тем методикам, которым она была обучена в процессе тренинга.

В некоторых случаях менеджерам и компаниям нелегко предоставлять своим подчиненным возможность принимать самостоятельные решения и действовать по собственному усмотрению. Поэтому они разрабатывают для персонала инструкции или даже целую систему правил, тем самым заменяя необходимость самостоятельно оценивать ситуацию уже готовой информацией. Следовательно, то, что могло бы быть дебрифингом мнений, становится обратной связью, позволяющей понять, насколько хорошо персонал знает правила, установленные в организации.

Важность различий между понятиями “обратная связь” и “дебрифинг”

Чтобы эффективно работать в какой бы то ни было области, людям необходимо научиться, во-первых, принимать решения и, во-вторых, осуществлять эти решения на практике. На языке тренинга это можно обозначить как умение выводить суждения и владение навыками.

Обсуждая с участниками тренинга их решения, мы, конечно же, можем обратить их внимание на преимущества и недостатки того или иного выбора, а также на альтернативные варианты решения, но мы не можем назвать одно решение верным, а остальные — неверными. Тем не менее, после того когда мы увидим, как участникам тренинга удалось реализовать свое решение, мы сможем критиковать его и давать обратную связь по поводу удачного претворения решения в жизнь либо по поводу фиаско.

На следующем светофоре, как только Крис подъехал к нему, зеленый сигнал вновь поменялся на желтый. На этот раз он решил остановиться, резко нажал на педаль тормоза, тормоза завизжали, машина забуксовала и двигатель заглох. Решение Криса остановиться будет воспринято положительно, но его навык торможения требует получения обратной связи от Пэт по поводу того, как тормозить на расстоянии 80 метров при скорости 50 км в час по сухой дороге без буксования, визга тормозов или глушения двигателя.

Когда Хэрриет пришла заключать договор о купле-продаже, она смотрела в пол, говорила запинаясь, суетилась. Вполне возможно, что ее тактика была хорошей, но самой Хэрриет недоставало навыков общения для заключения договора о купле-продаже. Сара провела ролевую игру, в которой Хэрриет взяла на себя роль покупателя, а сама Сара выступила в роли агента по продажам и продемонстрировала навыки заключения договора.

Поскольку тренинг включает в себя процессы принятия решения и воплощения этого решения в жизнь, обзор результатов деятельности будет включать в себя как дебрифинг, так и обратную связь. Этот обзор может быть осуществлен в конце практического занятия или по его ходу в зависимости от обстоятельств, речь о которых пойдет позднее.

Акцент на различиях между понятиями суждение/дебрифинг и навыки/обратная связь очень важен при проведении тренингов. Если тренер не даст ясной оценки происходящему, участники тренинга не поймут, выдвинули ли они разумную идею и плохо ее осуществили, или же нашли не лучшее решение, но вполне хорошо реализовали его, или, возможно, и решение их было никуда не годным, и в жизнь они претворили его не лучшим образом.

Крис и Хэрриет осознают, что они не добились успеха в реализации своего решения, но следующая задача уже Пэт и Сары — научить их различать принятое решение и неспособность его осуществить.

Краткий обзор главы

В этой главе мы рассмотрели, почему так важно различать понятия обратной связи и дебрифинга. Обратная связь всегда будет относиться к информации или знаниям и навыкам, дебрифинг же осуществляется в случаях высказывания суждений или обмена мнениями.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ

  • Четко ли в программе Вашего тренинга выделены этапы, где используется дебрифинг, и этапы, где необходима обратная связь?
  • Какова цель упражнений и игр, используемых в Вашем тренинге?
  • Подразумевают ли используемые Вами упражнения и игры обмен мнениями и тренировку навыков? Проводится ли дебрифинг и получают ли участники тренинга обратную связь?
  • Какова цель ролевых игр в Вашем тренинге? Подразумевают ли они обмен мнениями и тренировку навыков? Следуют ли за ними дебрифинг и получение обратной связи?

Дебрифинг и развитие обратной связи

Прежде чем дать определение понятия «дебрифинг», рассмотрим его значение и происхождение. Английский глагол «debrief» в переводе означает «опрашивать о выполнении задания». В русском языке существует однокоренное слово «брифинг», которое означает, согласно словарю С.И. Ожегова, короткую пресс-конференцию. Приставка

«де» означает действие наоборот, обратный, разрушительный ход процесса. Следовательно, дебрифинг в каком-то смысле является обратным процессом брифингу: тот, кому задаются вопросы, возвращает эти вопросы задающим. В процессе общения человек, который, по своей роли обладая ответами на вопросы, опрашивает другого человека, чтобы тот самостоятельно пришел к выводам о своем поведении. Этот процесс возвращения вопроса к аудитории, передача роли «знающего» самому человеку и называется дебрифингом.

Дебрифинг широко используется в области обучения персонала вообще, не только в процессе социально-психологического тренинга. Дебрифинг — это обсуждение с обучаемым того, что было сделано и какими способами, что можно улучшить, а что необходимо поддерживать в своем поведении. Дебрифинг может проводиться в рабочих условиях, после какого-либо конкретного действия обучаемого как индивидуально, так и в группе. Иногда дебрифинг проводится руководителем для своих сотрудников, причем Т. Рассел отмечает, что для проведения дебрифинга должна существовать открытая комфортная атмосфера, которой может способствовать, например, совместное чаепитие .

Дебрифинг полезен для закрепления результатов теоретических и практических занятий. В этом случае необходимо обсуждение мнений обучаемых по поводу возможностей применения полученной информации, новых умений. Дебрифинг не только помогает улучшить умение (знание, навык), но и полезен для работы с установками обучаемых по поводу применения этих умений, знаний, навыков.

Дебрифинг может использоваться для оценки эффективности обучения. В этом процессе ведущие и организаторы тренинга меняются ролями с обучаемыми, обратная связь подается от участников к ведущим и организаторам, а темой дебрифинга является процесс тренинга, его эффекты и результаты.

В социально-психологическом тренинге дебрифинг занимает одно из самых значимых мест, так как в случае работы с так называемыми «гибкими умениями» (soft-skills), т.е. умениями, связанными с взаимодействием с другими людьми, не существует однозначно правильных или неправильных решений. Кроме того, групповые упражнения в тренинге, направленные на анализ групповых процессов и поведения каждого отдельного участника в группе, обычно длительные, и для анализа группа располагает большим объемом информации. Такие упражнения могут длиться несколько часов, поэтому обратную связь давать каждому участнику по поводу каждого используемого умения не позволяют ни время, ни возможности ведущего тренинга. В случае групповых упражнений дебрифинг становится единственным способом повторного пересмотра выполненного упражнения с обсуждением основных умений, которым научились участники .

Цель дебрифинга — подвести участников тренинга к способам решения проблемы с различных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей действия в ситуациях, сходных с продемонстрированными на тренинге. В дебрифинге принимают участие как человек, играющий центральную роль (таких людей может быть несколько), так и все участники тренинга вместе с его ведущим.

Дебрифинг как процедура корпоративного тренинга позволяет реализовать современное понимание обратной связи. Поскольку самоанализ является основой дебрифинга, сам участник становится одновременно и коммуникатором обратной связи, и ее реципиентом. При этом ведущий тренинга тоже является коммуникатором обратной связи, но опосредованно — через вопросы, которые он задает реципиенту. Другие участники тренинга тоже являются опосредованными реципиентами, так как на вопросы, задаваемые участнику, мысленно дают себе ответ.

Социально-психологический тренинг представляет собой диалогическую коммуникативную среду, где обратная связь занимает ключевое место. Обратная связь, поданная традиционным способом, является составляющей монологического общения, которое в тренинге хотя и представлено, но не в таком объеме, как в общении-диалоге. Монологический, или субъект-объектный, подход к общению характеризуется допущением пассивности реципиента, редукцией его реакции к согласию или несогласию с коммуникатором, наличием ма- нипулятивной установки, отсутствием готовности собеседников к самораскрытию.

Рассмотрим дебрифинг как способ подачи обратной связи с точки зрения соответствия характеристикам общения-диалога.

  • 1. Равенство психологических позиций участников диалога. При проведении дебрифинга равенство позиций ведущего и участника обеспечивается тем, что ведущий отказывается от роли «знающего истину» и участвует в обсуждении на равных с остальными, добавляя и обобщая полученную от них информацию. В свою очередь, эти остальные не ждут готовых ответов от ведущего, а активно участвуют в процессе анализа ситуации и поиске правильного решения.
  • 2. Принятие партнера по общению. А. Б. Орлов в предисловии к книге К. Роджерса и Д. Фрейберга, описывая установки учителей, работающих в рамках гуманистического подхода, отмечает, что установка на принятие и доверие представляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. При проведении дебрифинга на первое место встает не оценка кем-либо опыта, полученного его участником, а его собственное мнение о том, как этот опыт соотносится с его жизненными ориентирами и его представлением о правильном исполнении умения. При традиционной обратной связи для оценки поведения ведущему необходимо прибегать к установкам, сформированным ранее относительно как этого человека, так и способов поведения в подобных ситуациях.
  • 3. Установка на партнерство. При подаче обратной связи с помощью дебрифинга усилия участников и ведущего объединяются для достижения общего результата — понимания характера исполнения какого-либо умения. При традиционной подаче подразумевается, что ведущий уже владеет знанием и участники выступают «партнерами», только если соглашаются с обратной связью и используют предоставленную им информацию. В дебрифинге же партнерство начинается на этапе «создания знания» (варианта эффективного поведения, соответствующего ситуации), а продолжается на этапе его использования. В дебрифинге как у ведущего, так и у участников нет манипулятивных установок, у участников не возникает потребности спорить с ведущим (что часто случается при традиционной подаче обратной связи), поскольку авторами большинства суждений являются они сами. У ведущего также нет необходимости доказывать что-либо участникам, потому как в центре дискуссии — их опыт, их восприятие этого опыта и его последствий, выводы, которые они могут сделать.
  • 4. Инициирование работы участников по самопознанию. Процедура дебрифинга, основанная на постановке вопросов, запускает не только межличностный диалог в группе, но и внутриличностный у каждого участника. Традиционная подача обратной связи, предоставляющая информацию, мало способствует обдумыванию своего поведения и его самостоятельному анализу. Во время дебрифинга участники получают опыт анализа поведения, который становится важным умением, используемым и в ситуациях вне тренинга. Одна из участниц после тренинга сказала: «Для меня было очень важно не только самой попробовать что-то сделать, но проанализировать свое поведение, потому что обычно в жизни ты или говоришь, или слушаешь, продаешь или покупаешь, но редко есть возможность сделать для себя какие- либо выводы».
  • 5. Новое понимание предмета общения как результат диалога. При обсуждении сложных коммуникативных умений в дебрифинге часто рождается новое как для ведущего, так и для участников понимание какого-либо аспекта исполнения умения, ситуаций его использования и многих других аспектов. С. Квале, обсуждая роль вопросов в процессе исследовательского интервью, отмечает, что во время ответа на вопрос респондент может обнаружить новые аспекты этого вопроса, внезапно увидеть связи, которые ранее не осознавал. В отличие от традиционной подачи, выводы не только делаются более «обогащенные» и содержательные, но и легче принимаются участниками тренинга. Например, С.И. Макшанов отмечает, что порожденные в процессе взаимодействия выводы и обобщения участников группы легче воспринимаются ими, усваиваются и впоследствии переносятся в практическую деятельность каждым участником группы.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что диалогической среде социально-психологического тренинга более соответствует обратная связь, поданная в составе дебрифинга, нежели традиционным способом.

Нами было проведено исследование, направленное на сравнение эффектов обратной связи, подаваемой разными способами: традиционным (коммуникатор дает обратную связь без вовлечения реципиента) и в форме дебрифинга.

Гипотезы эмпирического исследования:

  • •эффекты обратной связи в корпоративном тренинге связаны с эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферами участников;
  • •разные способы подачи обратной связи в корпоративном тренинге связаны с разными ее эффектами: дебрифинг, в отличие от традиционной подачи, связан в основном с позитивными эффектами обратной связи, затрагивающими эмоциональную, мотивационную и когнитивную сферы реципиента;
  • • при подаче обратной связи в форме дебрифинга принятие обратной связи, понимаемое как готовность реципиента работать с полуценной информацией, происходит чаше, чем при традиционном способе. В случае негативной обратной связи сопротивление ей чаще встречается при традиционной ее подаче, чем при дебрифинге;
  • • эффекты обратной связи в форме дебрифинга, в отличие от традиционного способа ее подачи, не связаны с характером восприятия участниками процесса тренинга и его ведущего.

В нашем исследовании приняли участие специалисты по работе с клиентами российских организаций, проходившие тренинг по развитию умения эффективного общения с клиентами, и ведущие тренинга. Общее количество тренингов — 32 (по 8—14 человек в группе). Участники тренинга являлись специалистами, ответственными за обслуживание клиентов (мужчины и женщины в возрасте от 22 до 32 лет). Исследование было проведено на материале тренингов, организованных для специалистов двух компаний. В одной компании специалисты занимались продажей и обслуживанием программного обеспечения, в другой — предоставлением и послепродажным сопровождением услуг сотовой связи. Всего в исследовании приняло участие 320 человек, из них четверо ведущих. Специалисты принимали участие в тренингах по теме «Эффективное общение с клиентами». Все тренинги, материал которых исследовался, состояли из одинаковых блоков, построенных на разном содержании. Все специалисты имели опыт работы свыше полугола в данных компаниях, т.е. уже достигли определенного профессионального уровня, поэтому их потребности в участии были более сконцентрированы на обсуждении нюансов общения с клиентом и их собственного стиля.

Остановимся подробнее на сессиях, отобранных с точки зрения целей нашего исследования.

В конце первого дня специалисты участвовали в деловых играх, в которых один человек выступал в роли специалиста, а другой — в роли клиента. Так как организация работы в двух компаниях была различна, то, соответственно, в одной компании клиент приходил в офис продаж, где его встречал специалист, а в другой специалист приходил к клиенту в офис. В конце первого дня проводились ролевые игры (клиент — специалист) с последующим анализом этапов установления контакта, выявления потребностей, работы с жалобами. Каждая игра записывалась на видеопленку, после чего ведущий тренинга организовывал дебрифинг или давал обратную связь традиционным способом (сам говорил о своих наблюдениях). На следующий день (после «разогревочных» упражнений) участникам предлагалось в группах вспомнить сложные ситуации, которые возникали у них при общении с клиентами, разработать варианты выхода из них и проиграть идеальный вариант. После этого подача обратной связи или дебрифинг проходили по поводу конкретных ответов на запросы клиентов. Процедура обсуждения проводилась в том же формате. В конце тренинга умение работать с жалобами воспроизводилось в деловых играх, анализировались применение алгоритма работы с претензиями и исполнение всех умений, которые развивались в течение тренинга.

В деловых играх в течение тренинга каждый должен был принять участие хотя бы один раз. Для участия в первых играх люди могли вызываться сами, а для участия в остальных — по остаточному принципу. Если деловых игр было больше, чем участников, то в последних играх были задействованы те, кто по собственной инициативе хотел отработать умение или получить дополнительно обратную связь. В принципе, атмосфера всех тренингов, материал которых мы взяли для исследования, была открытая и доброжелательная, поэтому люди сами вызывались участвовать в деловых играх, нами не было зафиксировано ни одного случая принудительного участия.

После каждой деловой игры ведущий тренинга организовывал подачу обратной связи традиционным способом или в форме дебрифинга. Традиционный способ подачи заключался в сообщении ведущим оценки продемонстрированного поведения и приведении конкретных примеров, ее обосновывающих. Дебрифинг же состоял из вопросов самому участнику с целью самооценки им своего поведения, обратной связи от ведущего и других участников, согласования плана развития умения по результатам обратной связи и обсуждения ситуаций, в которых могут проявляться особенности использования того или иного умения. Способ подачи обратной связи определял сам ведущий тренинга исходя из материала для анализа временных ресурсов и состояния группы. Так как ведущие тренингов не были знакомы с целями исследования, мы не влияли на способ подачи обратной связи в каждом конкретном случае. Рассмотрим этапы нашего исследования.

Первый этап был посвящен выявлению эффектов обратной связи. Основной нашей задачей на этом этапе являлось составление перечня всех возможных эффектов обратной связи и их поведенческих показателей. На этом этапе мы задействовали группу экспертов, состоявшую из практикующих ведущих тренингов и людей, имевших богатый опыт участия в них. Группе экспертов была поставлена задача составить наиболее полный перечень поведенческих реакций на обратную связь, когда-либо встречавшихся им во время проведения социально-психологического тренинга или участия в нем. Все эксперты работали сначала самостоятельно. После составления списков у них была возможность обсудить написанное и добавить в списки что-то новое. Список должен был состоять только из поведенческих показателей. При этом если поведенческим проявлением реакции на обратную связь оказывалось какое- нибудь утверждение, то необходимо было описать интонацию и невербальное его сопровождение.

Второй этап. На основании проведенного анализа литературы мы предположили, что существует всего три большие группы эффектов на обратную связь: эмоциональные, мотивационные и когнитивные. Мы провели 15 экспертных интервью, целью которых было распределение их поведенческих показателей и выявление других классов эффектов (при невозможности отнести поведенческий показатель к какому-либо вышеобозначенному классу эффектов). В качестве экспертов выступили психологи, имевшие опыт групповой работы (не принимавшие участия в работе группы на первом этапе).

Третий этап. На основании результатов работы экспертов и анализа интервью были внесены корректировки в описания поведенческих показателей и названия группы эффектов.

Четвертый этап. Были созданы листы наблюдения за поведенческими проявлениями эффектов обратной связи, реализовано пилотажное исследование для апробирования этих листов и схемы их анализа.

Пятый этап. Выбранные сессии тренинга (с традиционной подачей обратной связи и дебрифингом) были записаны на видеопленку. В целях экономии материальных и временных ресурсов не записывались теоретические презентации тренера, выполнение самостоятельных заданий участниками, упражнения на поддержание их работоспособности. Ведущие, проводившие тренинг, не были знакомы с целями исследования, но являлись высокими профессионалами в своей области и знали разные формы подачи обратной связи. Каждый тренинг был просмотрен двумя экспертами, которые на отдельном листе фиксировали имена участника и ведущего, знак обратной связи, ее форму, время подачи и реакцию участника на обратную связь. Каждый случай подачи обратной связи регистрировался отдельно. Эксперты не были знакомы с гипотезами исследования, но с ними была проведена обучающая беседа, которая позволила определять форму и знак обратной связи, а также консультация по листу наблюдения. Случаи, когда экспертами были зафиксированы разные наблюдения одного и того же фрагмента, нами не учитывались. Всего из 489 случаев подачи обратной связи 9 были нами исключены, что свидетельствовало о наличии четкой структуры наблюдения и простых индикаторов поведения. Дебрифинг фиксировался наблюдателями, если процедура включала в себя как минимум три этапа исследования и начиналась всегда с вопросов самому реципиенту обратной связи. Традиционный способ отмечался, когда обратная связь подавалась ведущим без вовлечения в этот процесс участника тренинга.

Шестой этап. Все отмеченные экспертами реакции были нами распределены по группам эффектов в соответствии с результатами работы экспертов на третьем этапе.

Седьмой этап. В конце второго дня тренинга участники заполняли опросник, где давали оценку процедуры, организации и ведущего тренинга.

Результаты исследования показали, что при развитии сложных умений дебрифинг дает более позитивные эмоциональные, когнитивные и мотивационные эффекты, чем при подаче обратной связи традиционным способом. При дебрифинге чаще происходит принятие обратной связи, т.е. человек проявляет больше готовности работать с полученной информацией при отсутствии активизации защитных психологических механизмов. Один из главных выводов нашего исследования касается процесса подачи оценочной обратной связи. При дебрифинге, в отличие от традиционной подачи обратной связи, знак обратной связи не связан с каким-то определенным эффектом.

Итак, дебрифинг обладает рядом преимуществ перед традиционным способом подачи обратной связи: 1) повышает мотивацию участия в тренинге; 2) связан с позитивными эффектами обратной связи вне зависимости от ее знака; 3) способствует принятию обратной связи, снижая активизацию защитных механизмов; 4) снижает влияние коммуникатора на эффект обратной связи; 5) позволяет работать с мотивацией участников в случаях разного отношения к самому тренингу.

Дебрифинг является процедурой, которая отвечает принципам гуманистического подхода в психологии. При дебрифинге реципиент обратной связи обращается к реализации собственного потенциала развития, что дает ему возможность сделать свои конструктивные выводы. При этом обратная связь, которую получает человек в форме диалога, воспринимается им как обоснованное, понятное сообщение — в результате принятие обратной связи происходит чаще, чем при подаче обратной связи традиционным способом. Более позитивные эффекты обратной связи, ее принятие достигаются за счет таких особенностей дебрифинга, как внимание к собственной оценке события на тренинге; вопросы коммуникатора обратной связи, побуждающие участника думать о последствиях своего поведения; обсуждение особенностей ситуаций, в которых эффективно то или иное поведение.

Дебрифинг — это одноразовая специфическая беседа психологической направленности с субъектом, пережившим психологическую травму или экстремальную ситуацию. Чаще всего целью такой беседы является минимизация психологического вреда, нанесенного жертве, путем выслушивания точки зрения пострадавшего и разъяснения ему, что конкретно с ним произошло.

Дебрифинг — это процесс обучения, который помогает всем участникам рассуждать о прошлом пережитом опыте, делать открытия полезные для себя, раскрывать новые увлекательные идеи и делиться с другими участниками. Дебрифинг – это своеобразная методика работы групповой с травмой психики.

Дебрифинг в психологии

Дебрифингом в психологии называют методику проведения бесед с людьми, которые совместно пережили трагическое событие или катастрофу. Он относится к мерам неотложной психологической помощи и должен проводиться непосредственно после того, как случилось событие. Оптимальным временем для проведения дебрифинга считается 48 часов после того, как случилось трагическое событие или стрессовая ситуация. Так как через 48 часов закончится период специфических реакций, а сами участники событий окажутся в состоянии, при котором возвращается возможность рефлексии и способность к самоанализу. В случае, когда пройдет достаточно много времени с момента события, воспоминания станут более туманными и расплывчатыми. Тогда используют видеофильмы или видеозаписи о происшедшем событии.

Процесс дебрифинга включает в себя реагирование в безопасных и конфиденциальных условиях. Данный процесс дает возможность разделить впечатления, чувства, реакции, которые связаны с событием, с другими участниками. Благодаря тому, что участники событий встречают у других людей похожие чувства и реакции, им становится легче пережить то, что произошло. Также снижается ощущение ненормальности и уникальности своих реакций, внутреннее напряжение. Люди получают в группе поддержку от других ее участников. Действия тренеров в таком процессе лежат в том, чтобы мобилизовать и сосредоточить внутренние резервы переживших трагедию, и в подготовке к появлению реакций или симптомов, связанных с посттравматическими стрессовыми симптомами или расстройствами.

Целью дебрифинга является минимизация любых психологических проявлений после перенесенного стресса. А общей целью коллективного обсуждения является снижение психологических переживаний, страданий и напряженности. Для того чтобы достигнуть данных целей необходимо: проработать впечатления, чувства и реакции, объяснить структуру и смысл событий, которые случились и реакции на них, минимизировать групповое и индивидуальное напряжение, снизить ощущение ненормальности и уникальности индивидуальных реакций.

Дебрифинг не может предохранить от всех последствий травмы или от их возможного проявления. Однако с его помощью можно препятствовать развитию таких последствий и их усилению. Данный процесс способен помочь понять причины состояния и осознать свои действия, которые следует предпринять для облегчения последствий. Поэтому одноразовая специфическая беседа считается и методом психологического антикризисного вмешательства, и профилактикой.

Также этот метод считается одной из наиболее распространенных процедур для проведения групповой профилактики профессиональных стрессов работников экстремального профиля (например, для сотрудников МЧС).

Для наиболее оптимального и эффективного снижения нежелательных последствий профессиональных стрессов нужно обязательное следование строгой процедуре этой специфической беседы.

Существуют и другие сферы применения дебрифинга. Так, например, дебрифинг в рекламе может применяться для того, чтобы предоставить возможность участникам обсудить и обдумать все преимущества и недостатки, потенциальные варианты решения таких задач, которые не подразумевают единственного правильного решения. Он широко используется в качестве способа обучения персонала в общем, а не только во время проведения социальных и психологических тренингов.

Также данный метод может использоваться и для оценивания эффективности и оптимальности обучения. Во время данной процедуры участники и ведущие тренинга меняются своими ролями. При этом возникает обратная связь, которая идет от участников к тем, кто ведет одноразовую специфическую беседу, а непосредственно темой дебрифинга является эффекты тренинга, процесс тренинга и его результат. Социальные и психологические тренинги представляют собой своеобразный диалог, при котором обратная связь имеет ключевое место.

Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в равенстве психологических позиций всех участников процесса, установке на партнерство, принятии партнера по коммуникации, в инициировании работы по самопознанию, образовании нового понимания предмета коммуникации в качестве результата диалога.

Дебрифинг в тренинге

Любой тренинг является бессмысленным без обсуждения его результатов, т.е. без дебрифинга. Он заключается в обучении, которое помогает размышлять о прошедших пережитых ситуациях или опыте, обнаружить новые идеи и открытия. Существует несколько периодов процесса дебрифинга: период переживания опыта, разделения такого опыта, интерпретации, обобщения, приложения, процессуальный период.

Дословно дебрифинг переводится как опрос после того, как выполнено задание. Дебрифинг в тренинге – это анализ и разбор опыта, который был приобретен участниками в процессе выполнения задания или упражнения в ходе тренинга. Целями дебрифинга могут быть: вывод всех участников тренинга из анализируемых или разыгранных ролей, снижение эмоционального напряжения, полученного после выполнения упражнений, анализ того, почему именно события складывались так, а не иначе, выявление возникших установок, чувству и перемен, соотношение игрового опыта с реальными жизненными ситуациями; анализ эффективности действий участников и наметка возможных «зон роста», наметка новых тем для размышлений и подготовка к следующему тренингу, установка взаимосвязей с предшествующими и последующими тренингами.

Дебрифинг – это обязательная ключевая фаза упражнений. Без качественного дебрифинга тренинг будет простым набором упражнений и игр. Практической пользы от тренинга не будет.

Технически дебрифинг являет собой целый ряд определенных вопросов, которые задает участникам процесса ведущий или тренер после того, как выполнение упражнения закончено. Такие вопросы должны составляться, учитывая цели и тематику упражнений. Существуют тренинги, в которых одинаковые упражнения могут применяться с разными целями.

Дебрифинг в рекламе является подведением результатов и итогов тренинга. Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в сборе замечаний и информации: что было интересного и эффективного в ходе тренинга, что было не эффективным. Затем тренер обобщает изученное, и создает мотивацию для дальнейшего самостоятельного более глубокого изучения.

Дебрифинг стресса критических инцидентов

В качестве метода борьбы с результатами групповых травм психики у сотрудников потенциально опасных объектов (ПОО) разработан метод дебрифинга стресса критических инцидентов. Данная методика разработана в 1983 году американцем Д. Митчелом. Психологический дебрифинг стресса критических инцидентов в качестве способа оказания помощи при возникновении кризисных условий или ситуаций проводится с коллективом людей, которые вместе пережили трагические ситуации или испытали стресс.

Целью такого дебрифинга является минимизация нежелательных психологических реакций и последствий, предотвращение развития посттравматических стрессовых симптомов или расстройств. Такая цель может быть достигнута путем обмена эмоциями или впечатлениями (вентиляция); познавательной организации опыта; минимизации напряженности и тревожности; понимания универсальности характеристик субъективных личностных реакций, которое достигается в ходе интенсивного обмена ощущениями и чувствами в группе; мобилизации средств для поддержки, приумножения коллективной сплоченности и групповой солидарности; подготовки всех участников процесса к верному принятию своего предстоящего состояния и применению разных стратегий психологической помощи.

Процесс дебрифинга стресса критических инцидентов должен проводиться двумя людьми: ведущим и его помощником. Непосредственно сам процесс может включать от 5 до 7 фаз обязательного характера. Через такие фразы должны пройти все участники, которых не должно быть больше 12 субъектов.

Дебрифинг состоит из трех частей: проработки основных ощущений и чувств участников и оценки интенсивности стресса; детального обсуждения симптомов, проявления и обеспечения ощущений защищенности, безопасности и поддержки; обеспечении сведениями, мобилизации ресурсов и выработки планов на ближайшее будущее. Во время дебрифинга строго запрещено присутствие посторонних субъектов, которые не имеют прямого отношения к ситуации или событию.

Время проведения процедуры дебрифинга стресса критических инцидентов строго регламентировано и сначала составляет не более двух с половиной часов без перерывов. Данное ограничение связано с тем, что за 2,5 часа совершается очень напряженная и достаточно сильная проработка опыта с привлечением сильных эмоций. Существуют определенные требования к ведущему. Руководитель дебрифинга обязательно должен быть знаком с коллективной работой, с проблемами, которые связаны непосредственно с травмами, тревожностью и утратой, должен быть уверенным в себе, обязан уметь управлять своими эмоциями и быть эмоционально уравновешенным.

Любое упражнение в тренинге бессмысленно без обсуждения его итогов, без дебрифинга. Что такое дебрифинг?

Дебрифинг – это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.

В литературе можно встретить перечни вопросов для упорядочивания анализа пережитого в хронологическом порядке. Так например Gaw (1979) составил перечень ключевых вопросов для каждой из приведенных ниже фаз обучения, полученного на основе пережитого опыта.

  1. Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”).
  2. Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”).
  3. Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”).
  4. Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”).
  5. Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”).
  6. Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”).

Lederman и Stewart (1986) применили другую рамку для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта.

  • Вопросы обоснованности (например: “О чем все это было?”).
  • Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”)
  • Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).

При использовании процесса анализа пережитого опыта ролевой игры Morry van Ments (1989), предложил три группы вопросов.

  • Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).
  • Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).
  • Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти стратегии в реальной жизни?”).

Шесть шагов дебрифинга разработанные Тиаги (1980).

  1. Как вы себя чувствуете?
    Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах.
  2. Что произошло?
    Функция этих вопросов – сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении.
  3. Согласны ли вы?
    (чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…”
  4. Как это соотносится с реальной жизнью?
    (эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас.
  5. Что если..?
    Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте.
  6. Что бы вы сделали по-другому?
    Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.

В дебрифинге важным принципом является соединение структурированности с гибкостью. Используйте систематическую упорядоченность вопросов дебрифинга. Если это вам подходит, то запишите свою последовательность обсуждения через ключевые вопросы на доске.

по материалам Н. Немичевой

Происхождение термина

«Дебрифинг» на борту авианосца «Рональд Рейган».

Слово «дебрифинг» (англ. debriefing) было заимствовано американскими психологами из военной терминологии, где оно обозначало процедуру обратную «брифингу» (англ. briefing — «инструктаж»), нечто вроде «разбора полётов». В ходе дебрифинга военный докладывает о деталях выполнения задания и получает инструкции, какая из полученной им информации может быть обнародована, а что должно оставаться секретным. Дополнительной задачей такого «разбора полётов» является сглаживание психологического стресса и помощь солдату в возвращении к его обязанностям. В российской военной терминологии термин «дебрифинг» не применяется.

Известно, что когда даже самого надежного агента вывозят в страну, на которую он работал, происходит дебрифинг. Как долго длился ваш дебрифинг здесь, в Англии?
– Два с половиной года. Мой дебрифинг в целом был настолько интенсивным и настолько плодотворным, что я был очень доволен тем, что ему уделили столько времени и внимания. Потому что я знал в несколько раз больше, чем мог сообщать, работая в подполье. Эти два с половиной года были просто великолепными!

— Агент МИ-6 Олег Гордиевский

Виды дебрифинга

Кризисный дебрифинг

Дебрифинги, проводимые по факту совершения терактов, а также в местах стихийных бедствий и катастроф, являются частью программы оказания первой помощи и помогают пострадавшим пережить ситуации сильного страха, травмы, крайнего дискомфорта, имущественного ущерба или потери друзей и близких. Целью психологического опроса является снижение вероятности возникновения посттравматического стрессового расстройства и других психологических проблем при помощи предоставления возможности выговориться, «отторжения воспоминаний путём их вербализации». Дебрифинг как средство оказания первой психологической помощи имеет английское название Critical Incident Stress Debriefing.

Методики и структура проведения кризисного дебрифинга варьируются в зависимости от характера и масштабов трагедии. Так например, в местах терактов, катастроф и стихийных бедствий применяется многоуровневый дебрифинг, при котором психологи и спасатели, работающие непосредственно на месте события, впоследствии сами получают психологическую помощь от своих коллег на «втором уровне», и т. д. В другом примере, дебрифинг освобожденных военнопленных с признаками стокгольмского синдрома будет отличаться от дебрифинга заложников политического теракта с теми же признаками стокгольмского синдрома.

…дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения транквилизаторов и до того, как пострадавшим предоставлена возможность сна (то есть — в первые сутки); естественно — если для этого имеются возможности и достаточное количество квалифицированных специалистов, способных проводить дебрифинг. В случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит консолидация следов памяти, сопровождаемая рядом психопатологических феноменов, хорошо известных специалистам.

Дебрифинг как способ психологического вмешательства постепенно становится обыденной процедурой во многих странах, хотя эффективность его пока не доказана. В действительности существует много свидетельств, что подобные психологические опросы не только неэффективны, но и вредны. В марте 2007 года американский журнал «Перспективы психологической науки», издаваемый «Ассоциацией психологических наук» (англ. Association for Psychological Science) внёс кризисный дебрифинг в список процедур, способных причинить вред пострадавшим.

Аналитический дебрифинг

В психологических исследованиях, дебрифингом называется краткая беседа между исследователем и участником эксперимента, проводимая по завершении психологического исследования. Дебрифинг является важным этическим звеном, позволяющим убедиться, что участники хорошо информированы и не пострадали в ходе эксперимента.

С юридической точки зрения, дебрифинг — это основная мера предосторожности в случаях проведения исследований на людях; он является столь же важным, как и получение письменного согласия на участие в эксперименте. Этот тип дебрифинга особенно актуален для исследований в области социальной психологии при экспериментах, которые используют обман. Дебрифинг обычно не применяется при проведении обследований, наблюдений или других видов научных исследований, которые не связаны с обманом и сопряжены с минимальным риском для участников.

Методологические преимущества дебрифинга предоставляют исследователю возможность проверить эффективность гипотезы и выявить участников, которые смогли раскрыть замысел эксперимента и обнаружить обман. Данные, полученные от этих участников, должны быть исключены из последующего анализа. Многие психологи подчеркивают важность проведения дебрифинга даже при отсутствии обмана и стрессовых процедур

Примечания

  1. 1 2 Голицына, Наталья. Операция Pimlico. Британский шпион Олег Гордиевский вспоминает обстоятельства своего побега из Москвы в Лондон — ровно тридцать лет спустя. Радио «Свобода» (9 июля 2015). Дата обращения 4 августа 2015. Архивировано 4 августа 2015 года.
  2. Дебрифинг по итогам военных действий: что каждый руководитель должен знать На английском, проверено 31 августа, 2010.
  3. 1 2 3 Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты). М. М. Решетников.
  4. Factors Influencing the Development of the Hostage Identification Syndrome. (недоступная ссылка) James T. Turner. Political Psychology, Vol.6, No.4, 1985, pp.705—711
  5. ABC of psychological medicine: Trauma — Mayou and Farmer 325 (7361): 426 — BMJ
  6. Lilienfeld, S. O. (2007). Psychological treatments that cause harm. Perspectives on Psychological Science, 2, 53-70.
  7. Aronson, E., Wilson, T. D., Brewer, M. B. (1998). Experimentation in social psychology. In D. T. Gilbert, S. T. Fiske, & G. Lindzey (Eds.), The handbook of social psychology. New York, NY: McGraw Hill.
  8. Psychological Debriefing, from the British Psychological Society. Проверено 31 августа 2010.

> См. также

  • Виды кризисного дебрифинга. Отдел по делам ветеранов США. На английском, проверено 31 августа, 2010.

Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг

Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой (Бадхен, 2001; Ромек и др., 2004). Это форма кризисной интервенции, четко структурированная работа в группах с людьми, пережившими катастрофу или трагическое событие.

Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, иногда через несколько часов или дней после трагедии. Считается, что оптимальное время для проведения дебрифинга – не раньше чем через 48 часов после события. К этому моменту завершится период специфических реакций и участники событий уже способны к рефлексии и самоанализу.

Но если пройдет слишком много времени, воспоминания станут расплывчатыми и туманными. В таких случаях при необходимости воссоздания пережитых чувств и состояний могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии.

Процедура дебрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфиденциальности, она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами, связанными с экстремальным событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение – снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к возникновению тех симптомов или реакций ПТСР, которые могут возникнуть впоследствии. Участникам обязательно сообщают о том, где они впоследствии могут получить помощь.

Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Общая цель группового обсуждения – минимизация психологических страданий. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

? проработка впечатлений, реакций и чувств;

? когнитивная организация переживаемого опыта, понимание структуры и смысла происшедших событий, реакций на них;

? уменьшение индивидуального и группового напряжения;

? уменьшение чувства уникальности и ненормальности собственных реакций. Эта задача разрешается при помощи группового обсуждения эмоций;

? мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания;

? подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем;

? определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить последствия. Поэтому дебрифинг – это одновременно и метод кризисной интервенции, и профилактика.

Проводить дебрифинг можно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Идеальной обстановкой для дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких как телефонные звонки. Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем традиционная модель групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине, поскольку такая организация пространства непривычна и поэтому может восприниматься как угроза.

Оптимальное количество участников – 10–15 человек. При необходимости включить большее количество людей, целесообразно разделять группу на подгруппы. Дебрифинг проводится под руководством двух подготовленных специалистов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Время сессии четко обозначается в начале и составляет 2–2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.

Ведущий должен ясно представлять себе, что он не консультант и уж, конечно, не групповой терапевт в традиционном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его цель – минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Ведущий должен быть знаком с групповой работой, с проблемами, связанными с тревогой, травмой и утратой. Ему необходимо быть уверенным в себе и спокойным, несмотря на интенсивные эмоциональные переживания членов группы.

Самое важное – это организация группового обсуждения. Оно включает проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату. У ведущего имеются и другие функции, например – использование законов групповой динамики, контроль над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего. Но хотя эти функции важны, они должны быть подчинены главным задачам действия.

В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз:

часть I – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса;

часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Ниже описаны семь фаз дебрифинга:

1) вводная фаза;

2) фаза описания фактов;

3) фаза описания мыслей;

4) фаза описания переживаний;

5) фаза описания симптомов;

6) фаза завершения;

7) фаза реадаптации.

Вводная фаза очень важна: если она проведена на хорошем уровне, организованна, это уменьшает вероятность того, что группа будет плохо функционировать в дальнейшем. Чем больше времени потрачено на введение, тем меньше шансов пойти по неверному пути. В типичном случае на введение уходит 15 минут.

Ведущий представляет себя, команду дебрифинга и поясняет цели встречи примерно таким образом: «Я – N… Подобную процедуру обсуждения того, что случилось, я уже использовал много раз в ситуациях после сложных трагических событий, таких, как… Эти обсуждения большинство людей признают полезными. Они дают возможность выразить и понять мысли и чувства, которые возникли в связи с тем, что произошло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Это поможет вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас кажутся странными и непреодолимыми».

Ведущий представляет собравшимся основные задачи дебрифинга. Участники могут выразить опасения, что они не сумеют передать факты или не смогут сформулировать свою проблему.

Ведущий разъясняет, что дебрифинг – это новое занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому то, насколько хорошо они будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Такой подход задает определенную систему ожиданий: всем присутствующим предстоит говорить о своих мыслях и чувствах и всем стоит попытаться найти пользу в этом занятии.

Затем ведущий определяет правила для дебрифинга. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу участников.

Обычно члены группы успокаиваются, услышав о том, что ни одного из них не будут вынуждать ничего говорить, если он не пожелает. Единственное требование заключается в том, что они должны назвать свое имя и выразить отношение к катастрофе или к тому событию, участником или свидетелем которого были. Однако членов группы просят стараться слушать, не перебивая, и давать высказаться всем желающим.

Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга общения. Аналогично членов группы просят не передавать кому-либо за пределами этого круга личной информации о других участниках, «не сплетничать» о том, что тут говорится. Слово «сплетни» предпочтительнее, так как многие неясно представляют себе, что означает «конфиденциальность», и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики.

Необходимо снять страх, успокоить участников относительно того, что ответы не будут записывать помимо их воли. Они не должны опасаться скрытых записывающих устройств. Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что для команды дебрифинга было бы полезно вести запись без указания авторства. Если затем это быстро напечатать, то впоследствии люди смогут еще раз обратиться к материалу, который обсуждался в группе, для снятия иллюзий, которые возникают по поводу того, что происходило.

Нужно, чтобы члены группы знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Это не трибунал, а лишь обсуждение. Подобная установка предупреждает споры, взаимные обвинения, которые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях и чувствах. Однако ведущие психологического дебрифинга могут позволить себе открыто высказываться по поводу процесса обсуждения, критиковать его, иначе люди будут заниматься этим после дебрифинга.

Участников предупреждают, что во время самого обсуждения они могут почувствовать себя хуже, но это – нормальное явление, обычное следствие прикосновения к болезненным проблемам. Ведущий должен обозначить, что это плата за возможность противостоять стрессам впоследствии.

Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им можно предложить перекусить или посетить туалет до начала дебрифинга. Полезно иметь кофеварку или чайник, чтобы каждый мог обслужить себя во время сессии.

Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Однако их просят сообщать ведущему, если они уходят в подавленном состоянии, и тогда члены команды, один или несколько, их сопровождают.

Членам группы предоставляется возможность обсуждать материал, выходящий за рамки темы, и задавать любые вопросы. Важно помнить, что у участников может быть минимальный опыт обсуждения, опыт проявления себя в групповом контексте. На команде дебрифинга лежит ответственность за поощрение и поддержку членов группы, особенно в начале дебрифинга.

Фаза фактов. На этом этапе каждый кратко описывает, что с ним произошло во время инцидента. Участники могут описать, как они увидели событие и как оно развивалось. Ведущий должен поощрять перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, поскольку из-за масштаба инцидента и ошибок восприятия каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть неверные переживания событий или же наличие ошибочных ключевых представлений о них. Чувство времени также нередко бывает нарушено.

Попросите участников по кругу ответить на следующие вопросы:

? Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)?

? Где вы были, когда событие случилось?

? Что случилось?

? Что вы видели? Слышали?

Дебриферы кратко перефразируют каждый ответ.

Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие и какова была последовательность произошедшего.

Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить и сформировать объективную картину произошедшего. Это дает возможность восстановить ощущение ориентации, что способствует упорядочиванию мыслей и чувств. Это одна из главных задач дебрифинга – дать людям возможность более объективно увидеть ситуацию, что блокирует фантазии и спекуляции, порождающие тревогу.

Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Но чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть фаза фактов. Однако следует помнить, что это лишь один из этапов работы. Стремление создать единое представление может привести к застреванию на этой фазе. Так или иначе, человек может иметь собственное видение ситуации, которое определяется разными факторами: его местоположением, длительностью участия, замеченными деталями и др. Собственное видение определяет личный смысл случившегося для данного конкретного человека и становится впоследствии источником страданий.

На фазе мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решения и мышления. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такого типа:

? Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло? (Вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших.)

? Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что случилось? (Вариант предыдущего вопроса для тех, кто не был непосредственным свидетелем.)

Люди часто сопротивляются тому, чтобы поделиться своими первыми мыслями, потому что эти мысли кажутся неуместными, причудливыми, отражающими интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги.

Затем следует спросить: «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?» Последний вопрос часто высвечивает стремление защитить тех, кому были посвящены первые мысли.

Во время экстренных действий у исполнителей может возникнуть злость на приказы вышестоящих руководителей, так как они кажутся бестолковыми и противоречивыми. Рациональность этих распоряжений может проясниться в процессе дебрифинга.

Фаза переживаний – это обычно самая длительная фаза дебрифинга. Предыдущие фазы актуализировали переживания, которые достаточно сильны и могут быть разрушительны для человека. Задача этого этапа: создать условия, при которых участники могли бы вспомнить и выразить сильные чувства в условиях поддержки группы – и в то же время поддержать других участников, которые также испытывают сильные страдания. Для того чтобы достичь успеха на этой фазе, ведущему нужно помогать людям рассказывать о своих переживаниях, даже болезненных. Это может уменьшить разрушительные последствия таких чувств.

Когда люди описывают причины принятия ими тех или иных решений, они очень часто говорят о страхе, беспомощности, одиночестве, упреках к себе и фрустрациях. В процессе рассказа о чувствах у членов группы создаются ощущения схожести, общности и естественности реакций. Групповой принцип универсальности является здесь ключевым. Этому способствуют вопросы типа:

Как вы реагировали на событие?

Что для вас было самым ужасным из того, что случилось?

Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное?

Что вызывало у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию, страх?

Как вы себя чувствовали, когда произошло событие?

Можно задать вопросы типа: «Каковы были ваши впечатления о том, что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, обоняли, видели?»

Другие возможные вопросы:

? Что вы чувствовали на физическом уровне, какие телесные ощущения вы переживали?

? Если это группа людей, непосредственно присутствовавших при событии (свидетели и пострадавшие), можете спросить: «Что из того, что вы увидели, услышали, почувствовали – может быть, даже запахи, которые вы ощутили, – помнится и тревожит вас больше всего?»

Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяют в дальнейшем избежать образов и мыслей, которые могут оказывать разрушительные воздействия после события. Проговаривание травматичных впечатлений нейтрализует их разрушительные последствия. Ответ на вопрос о самых тяжелых чувствах помогает проработать наиболее конфликтные переживания.

Если группа небольшая, вы можете просить участников отвечать на вопросы по кругу, если большая – в произвольном порядке. Поощряйте участников отвечать друг другу, помогайте обсуждению, повторяя вопросы, перефразируя высказывания, отражая чувства участников. Участники должны чувствовать, что любые их эмоции имеют право на существование, что они важны и достойны уважения.

Ведущий должен позволить каждому участвовать в общении. Он вмешивается, если правила дебрифинга нарушены или если имеет место деструктивный критицизм. Это особенно важно иметь в виду, поскольку один из главных терапевтических процессов дебрифинга – моделирование стратегий, определяющих, как справляться с эмоциональными проблемами у себя, друг у друга, в семье, с друзьями. Участники должны научиться выражать чувства, зная, что это безопасно, понимать, что они имеют право обсудить свои проблемы с другими.

Если у кого-то из участников ухудшается состояние, то это – ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу: положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса, или просто вербализировать поддержку, сказав, что слезы здесь уместны и приемлемы. Люди, которые работают вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают затруднение, когда нужно прикоснуться к коллеге, чтобы его утешить, и поэтому нуждаются в специальном разрешении. Если кто-то уходит, один из ведущих должен последовать за ним, удостовериться в его благополучии и стимулировать его возвращение на группу.

Важно присматриваться к тем, кто кажется особенно сильно пострадавшим, к тем, кто молчит или у кого есть особенно яркие симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. С такими участниками следует продолжить работу после окончания дебрифинга, предложив индивидуальную программу поддержки. Иногда могут всплыть события, относящиеся к прошлым инцидентам, которые не были проработаны, или личные проблемы. Ведущий дебрифинга должен предложить пути проработки и таких реакций.

Иногда эта фаза симптомов объединяется с предыдущей или последующей фазой. Но имеет смысл выделить ее в отдельный этап работы.

Во время фазы симптомов некоторые реакции следует обсудить детальнее. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Обязательно нужно задать вопросы о необычных переживаниях, о трудностях возврата к нормальному режиму жизни и работы.

К характерным чертам посттравматического стресса относятся феномен избегания, оцепенение и другие. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции (страхи) могут проявляться в том, что люди не способны вернуться на место, где произошло событие. Иногда после подобных инцидентов люди вынуждены менять место жительства, могут бояться спать без света или уменьшают скорость езды в автомобиле, когда представляют, что может случиться.

Особое внимание следует уделить проблеме влияния психотравмы на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять его переживания. Иногда полезно включать семью в некоторые моменты дебрифинга, возможно, для начала передав им письменные материалы. Другой вариант – отдельные встречи с семьями тех, кто был вовлечен в инцидент. В некоторых случаях семьям можно показать фильм о подобном инциденте, чтобы они яснее представляли себе, что пережил человек, которого они любят.

В фазе завершения один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Это лучше предпринять тем членам команды, которые записывают и осуществляют диагностику общих реакций участников, а затем пытаются нормализовать состояние группы. Полезно использовать имеющиеся записи с зафиксированным материалом, которые помогают точнее определить реакции и восстановить то, что происходило. Разумеется, этого не следует делать во время или в конце дебрифинга, чтобы не разрушать процесса. Хорошо иметь большой плакат с перечнем возможных симптомов и их детальным описанием; этот плакат можно поместить где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять свои симптомы к списку.

Полезно организовать работу так, чтобы участники могли еще раз встретиться через неделю после дебрифинга. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления последствий травмы. Важно отметить такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувство уязвимости, проблемы со сном и с концентрацией внимания. Необходимо отметить, что ничего страшного в этих реакциях нет и что при нормальном развитии событий со временем симптомы утихнут.

В фазе реадаптации обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно с точки зрения семейной и групповой поддержки. Одной из главных целей дебрифинга, помимо всего прочего, является создание внутригруппового психологического контекста. Переживания, вызванные отсутствием понимания со стороны окружающих, – возможно, один из самых тяжелых аспектов посттравматического стресса. Полезно обсудить также, в каких случаях участник должен искать дальнейшую помощь. Определяющими тут могут быть следующие показания:

? если симптомы не уменьшились спустя 6 недель;

? если со временем симптомы усилились или появились новые;

? если человек не в состоянии адекватно функционировать на работе и дома.

Направление дальнейшей помощи следует уточнить. Группа может принять решение о необходимости следующего дебрифинга или, как минимум, подумать о такой возможности, если инцидент был особенно травматичным или не удалось справиться с проблемами. Ведущий предлагает участникам продумать, как они смогут общаться друг с другом в дальнейшем, например, предлагает обменяться телефонами и адресами.

Дебрифинг может иметь продолжение спустя несколько недель или даже месяцев. Этот процесс уже менее структурированный, чем первый, и его главная задача – проследить прогресс участников: динамику симптомов и действий, предпринятых, чтобы с ними справиться. В это время также можно выявить участников, нуждающихся в более интенсивной психологической помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *