Доктор Моррис

Что такое эрудиция

Значение слова &laquoэрудиция»

  • Эруди́ция (от лат. ēruditio — учёность, просвещённость) — всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях.
    Слово эрудиция пришло из латинского: учёный считается эрудитом (лат. eruditus), когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость (лат. rudis, e-(ex-)+rudis), то есть «сгладили» его первоначальное невежество. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.
    Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.
    Известный итальянский поэт Джакомо Леопарди был эрудитом: он читал и изучил классику самостоятельно, и был под глубоким влиянием многих философов. Среди наибольших древнеримских эрудитов был Марк Теренций Варрон. Среди наибольших английских эрудитов был писатель эссеист сэр Томас Браун.
    Эрудиция очевидна в литературной работе, когда писатель-эрудит обладает общим знанием, охватывающим несколько различных областей.

Источник: Википедия

«С точки зрения банальной эрудиции…»

Вырванное из контекста выражение стало довольно популярным и было призвано высмеять чрезмерную перегруженность заумными словами научной терминологии в ряде текстов. Когда именно появилась фраза, никто точно ответить не может. С уверенностью можно сказать только то, что этому забавному выражению не один десяток лет. С концовкой это предложение выглядит следующим образом: «С точки зрения банальной эрудиции, далеко не любой индивидуум в силах игнорировать тенденции парадоксальных абстракций».

Повторение этой фразы в быстром темпе может стать отличным упражнением для тех, кто хотел бы попрактиковаться в ораторском искусстве и улучшить свои риторические навыки. Если заменить сложные научные термины в предложении, то можно совершенно ясно увидеть смысл всего выражения, а именно: «Некоторые люди могут увидеть смысл в несуществующих и нематериальных вещах».

Таким образом, слово «эрудиция» не имеет особой смысловой нагрузки. Здесь оказался важным не смысл, а форма. Первая часть выражения может служить отличным началом при ответе на любой вопрос.

Литературная эрудиция

Мне кажется, что литературная эрудиция Радлова, редкая семантика в опере двух начал — слова и музыки, желание принять участие в реставрации грандиозного произведения, сознание особой ответственности за какую бы то ни было нарочитость, как и сугубо внимательное в этом спектакле наблюдение за работой режиссера со стороны Дранишникова и Асафьева удержали Радлова от его обычного подхода к оперной классике: важен спектакль, а не произведение.
Все партии в «Борисе Годунове» были прекрасно разработаны. Конечно, Рейзен, Андреев и Болотин — Борис, Журавленко — Варлаам, Максакова, Мшапская — Марина, Кабанов — Шуйский и другие были слишком талантливые и музыкальные артисты, чтобы Радлов рисковал в русской классике тащить их в любимую «мейерхольдию».
Отсутствие интереса массового зрителя к трюку как таковому в опере помогло Радлову — умному, практичному и — при всех оговорках — талантливому человеку встать на правильный путь и целиком перейти к реализму. Он сделал ряд безусловно интересных постановок. В начале тридцатых годов создал прекрасный реалистический спектакль «Вильгельм Телль» и в качестве консультантавнес много живых реалистических красок в балет Б. В. Асафьева «Пламя Парижа».
Запомнились его шекспировские постановки, созданные скромными средствами в драматическом театре: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».
После революции Виктор Романович Раппапорт работал в переформированной труппе бывшего Суворинского театра в должности режиссера.
В противоположность Радлову он не отличался большой самоуверенностью. Маленького роста, он носил длинные волосы и довольно большую бородку. Тщательно, по-видимому, следя за своим выхоленным матово-белым лицом, он пренебрегал туалетом. Говорил он всегда тихо, но убежденно и убедительно, всегда искренно отдавался выполнению каждой данной творческой задачи и очень охотно выступал в печати. Поскольку труппа находилась под постоянной опекой Союза сценических деятелей, в частности его председателя И. М. Лапицкого, последний стал присматриваться к Раппапорту и, видя в нем человека большой культуры, относился к нему с уважением. Это чувство разделяла и Мария Федоровна Андреева — в те дни комиссар театров и зрелищ.
Выяснилось, что Раппапорт не только профессионально пишет статьи и небольшие скетчи, что он не только талантливый режиссер, но и очень музыкальный человек.
Это навело М. Ф. Андрееву и И. М. Ланицкого на мысль назначить его режиссером Госбота.
Открыв театр в 1920 году удачной постановкой «Царской невесты», Раппапорт заслужил успех и постановкой «Маккавеев», хотя это были его первые шаги в опере. Эти спектакли послужили Раппапорту трамплином для перехода в академические театры, где он несколько лет оставался главным режиссером оперы, а параллельно одним из наиболее активных постановщиков драм, комедий, опер и оперетт не только в академических, но и в других театрах.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Зарядка для ума

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

  • Настольные игры

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет развить интуицию, задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

  • Головоломки

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

  • Изоискусство

Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.

Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.

Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.

  • Иностранные языки

Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.

Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».

  • Чтение

Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?

Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.

  • Разрыв шаблона

Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.

Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.

В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.

Связь интеллекта с психическими процессами

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

  • Воля

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Эрудиция и интеллект

Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?

Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.

Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.

Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.

Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.

После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *