Доктор Моррис

Что такое духовный человек

К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»



В статье рассматривается дихотомия «духовность — бездуховность», сущность понятий духовности и бездуховности, формы духовности, псевдодуховность и её формы, духовность человека и общества в целом.

Ключевые слова: духовность, бездуховность, псевдодуховность.

В настоящее время, по наблюдениям исследователей, в российском обществе возрастает интерес к вопросу о духовности, о месте моральных ценностей в жизни человека. Существует несколько подходов к проблеме духовности с точки зрения религии, истории, культуры, психологии и т. д. Мы рассмотрим вопрос о духовности в рамках философии и изучим антипод духовности — бездуховность, а также затронем тему псевдодуховности.

Понятие «духовности» в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Сущность «духовности» в настоящее время по большей части соотносится с религиозностью, с нравственными ценностями различных вероисповеданий. У ученых нет единого мнения в отношении понятия «духовности», так как каждый понимает этот термин по-своему.

Однако понятие «духовность» всегда имело важное значение в философии и ее вопросах о месте и предназначении человека в мире, смысле бытия, культуре, общественной жизни.

Платон, Аристотель, П. Д. Юркевич, Г. С. Сковорода утверждали о том, что термин «духовность» образован от понятия «дух», что означает «дыхание жизни», «одухотворенное бытие».

Первые представления о духовности складываются с момента первобытной эпохи. В те времена понятие «духовность» и телесная суть еще не обособились друг от друга. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определив духовность специфическим человеческим свойством, а телесное — это то, что заложено природой. Аристотель также разъединял эти понятия, но рассматривал телесное и духовное взаимно необходимыми .

Духовность — это свойство психики человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости .

Бездуховность — это отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям .

Формы духовности :

 Теоретизм — постижение мира в виде научной теории или философской концепции;

 Этизм — жизнь сообразно категориям «добро» — «зло», «честь — «бесчестье»;

 Эстетизм — взгляд на мир в категориях «прекрасное» — «безобразное».

Бездуховность — это настоящая беда современности, которая выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями .

Жизнь бездуховного человека заключается в удовлетворении потребностей на физиологическом (биологическом) уровне. Эмоции и инстинкты бездуховной личности преобладают над его разумом, управляют им. Такой индивид живет одним днем, ему мало интересен окружающий мир, вся его жизнедеятельность направлена на безвозмездное получение общественных благ. Бездуховного человека нередко именуют субъективным идеалистом. Он не развивается интеллектуально, ведь ему нет дела до истории своего народа, до того, что происходит в мире, до просвещения.

Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, и среди писателей, литераторов, учителей, артистов. И бюрократ, и люмпен одинаково бездуховны . Афоризм «жить для того, чтобы есть» в точности описывает жизнь бездуховных людей. Они мыслят одинаково стереотипно и не сомневаются в собственной духовном безупречности, не задумываются о каких-либо философских вопросах, уверены в том, что хорошо знают обо всём на свете. Бездуховным человеком управляют настроение, эмоции, ощущения, но не здравый смысл.

Псевдодуховность — это такая смыслообразующая позиция, при которой человек оказывается отсечён от мира своими собственными идеалами. Критерий оценки слишком завышен, и всё в мире кажется человеку неправильным, далёким до совершенства.

Формы псевдодуховности:

 Резонерство — доказательство бессмысленности мира;

 Демонизм — оценка других людей с позиции абсолютных Добра и Зла;

 Фетишизм — поиск в мире воплощения умозрительного идеала прекрасного.

Духовный человекобладает богатым внутренним миром, открыт для людей и мира в целом, умеет радоваться чужому счастью, искренен, совершает благородные поступки, самосовершенствуется в течение всей жизни. Он энергичен, силён духом, свободен от суеты, способен понимать людей и сущность различных явлений.

Духовный человек считает, что смысл его жизни состоит в принесении помощи людям, создании благ, духовных ценностей. Осознание смысла жизни, заключающегося в созидании, невольно побуждает человека работать над собой, управлять собой и своей жизнью, преодолевать себя, физически развиваться и совершенствовать свою духовность.

Эффективная деятельность благоприятствует самореализации, в результате человек испытывает радость, он доволен и наслаждается своей жизнью.

Понятия «духовность общества» и «духовность человека» необходимо отличать друг от друга, несмотря на их кажущееся сходство. Духовность способствует развитию чувства гуманности у человека. Она примечательна присутствием в обществе связей между различными социальными группами и сложных социальных межличностных отношений. Она обеспечивает защищенность инвалидов, стариков, детей и др., аккуратное отношение к окружающему миру, а также суверенность личности и независимость социальных институтов.

Духовность общества представляет собой совершенствование духовности в результате посещения библиотек, музеев, театров, учреждений образования и науки. Сущность духовности общества заключается в преемственной связи поколений, комплексности социальных институтов, культурных ценностей .

Человек обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру, интересоваться, заботиться и принимать активное участие в его жизни. В противном случае, человек совершенно иначе, отрицательно относится к окружающему миру и другим людям. Данная противоположность вероятных жизненных позиций, допустимых стратегий фиксируется парой понятий, а именно, дихотомией «духовность –бездуховность».

Сущность духовности заключается в открытости индивида окружающему миру и людям. Бездуховность является антиподом духовности и заключается в субъективно изолированности от мира, во внутренней обособленности индивида от событий окружающего мира.

Духовность нашла проявление в различных видах, связанных с разными видами деятельности человека. Бездуховность проявляется в определенных видах, связанных с осуществляемой жизненной стратегией. Духовность образуется изнутри человека в качестве свободного выбора смысложизненной установки. Духовность не является показателем воспитания и образования, но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор индивидом жизненной позиции. Создание необходимого благоприятного климата для формирования духовности и исключение неблагоприятных условий — задача трудно разрешимая, но вполне осуществимая.

Литература:

  1. Духовность // . — Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/464/30537.php/ (дата обращения: 05.03.2016).
  2. Духовность, бездуховность // Толковый словарь обществоведческих терминов // . — Режим доступа: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/d/duhovnost5.html/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Ваайман, Кейс. Духовность. Формы, принципы, подходы // . — Режим доступа: http://coollib.net/b/175471/read/ (дата обращения: 07.03.2016).
  4. Что нужно, чтобы знать, что такое бездуховность // . — Режим доступа: http://www.onemillionadvice.info/index.php?mode=2&pname=87817&main_name=ct1_Kul %27tura_i_obshestvo&sub_name=ct1_Drugoe&name=ct1_takoe_bezduhovnost %27/ (дата обращения: 07.03.2016).
  5. Духовность общества и духовность человека // . — Режим доступа: http://www.mariuver.info/mari/soc/media/papers/pogarnja/2/duhovnost.html/ (дата обращения: 07.03.2016).

Духовность общества и духовность человека*

Необходимо различать категории «духовность общества» и «духовность человека», хотя они во многом перекрывают друг друга. Духовность призвана очеловечивать человека. Её приметами являются наличие сложных межличностных и межгрупповых социальных связей, защищённость слабых (детей, женщин, стариков, инвалидов, малочисленных народов), сочетание суверенности личности и социальных институтов, бережное отношение к окружающему миру. Духовность общества включает в себя библиотеки, музеи, театры, клубные учреждения, учреждения образования и науки. Её сущность есть связь времён, преемственность поколений, совокупность культурных ценностей и социальных институтов.

Духовный человек характеризуется душевностью, открытостью для людей, для любви, для самосовершенствования, для благородных поступков, умением радоваться чужой радости. Духовный человек – это индивид, обладающий сильным духом, энергичный, свободный от суеты сует, свободный от страха смерти. Это человек, сочетающий покой со сверхчувствительностью, способный понять другого, понять сущность явлений. Смысл своей жизни он видит не в обретении какой-то эфемерной индивидуальности (позволяющей попасть в книгу Гиннеса), не в самоутверждении, а в принесении пользы ближним и дальним людям, занимаясь созиданием материальных и духовных ценностей. Созидательная деятельность вынуждает его преодолевать себя, вынуждает управлять собой, работать над собой, физически и духовно совершенствоваться. Плодотворная деятельность способствует самореализации, обретению индивидуальности, даёт ощущение удовлетворения своей жизнью и ощущение счастья.

Бездуховность

Чтобы лучше понять сущность духовности, можно воспользоваться методом от обратного, например, рассмотреть категорию «бездуховный человек». Бездуховный человек ограничивается удовлетворением витальных потребностей, им управляют инстинкты и эмоции. Это так называемый субъективный идеалист. Он живёт одним днём. Ему нет дела до других людей, общество интересует его в той мере, в какой оно может предоставить ему блага. Ему нет дела до прошлого и будущего своего народа, социального прогресса, до глобальных проблем человечества.

Бездуховные люди есть и среди политиков, и среди пишущей братии. Даже учитель и артист, превратив свой промысел в ремесло, могут оказаться бездуховными. Также одинаково бездуховны люмпен и бюрократ. Принцип их жизни отражает выражение «жить для того, чтобы есть». Они живут стереотипами, собой представляют так называемую закрытую систему: у них нет сомнений по поводу своего духовного совершенства, не задаются вопросами подобно «почемучке», так как всё «знают» о себе и окружающем мире. Ими управляет не разум, а рассудок или эмоции, чувства, настроения, инстинкты, ощущения.

Как стать духовным?

Чтобы стать духовным, человек должен быть и объектом, и субъектом любви. Но стать субъектом любви непросто – влюбиться способен каждый, но далеко не каждый способен любить. Любить может только тот, кто добр, кто способен преодолевать в себе ревность, агрессивность и другие негативные качества. Любит тот, кто имеет восторженно-поэтическое восприятие мира и способен идеализировать (родную природу, свой этнос, Родину, другого человека).

Чтобы индивид стал духовным, нужно много условий. Но насильно привить духовные качества невозможно – нужна целая система, способствующая самостановлению человека. Одухотворению крестьянина способствуют жизнь по принципу «не навреди», гармоничные отношения с окружающими людьми, природой и самим собой.

Школа поможет стать духовным?

Школа должна заниматься не только накоплением знаний и увеличением объёма памяти ребёнка. Её сверхзадача заключается в том, чтобы «зажечь светильник» учащегося. Пусть он самостоятельно движется по пути становления в качестве человека, то есть занимается самопознанием, самообразованием, поиском истины, физическим и духовным самосовершенствованием. Для этого он должен стать носителем этнокультуры. Каждым народом выработана культура для самостановления человека. Вне этнокультуры не может быть движения в сторону духовности.

Школа призвана побудить учащегося встать на путь восхождения к своей истинной (т.е. человеческой) природе, чтобы самостоятельно освобождался от своих негативных качеств, чтобы обрёл духовную свободу через познание самого себя и окружающего мира, чтобы обрёл чувство достоинства.

Разные люди восходят до разного уровня истинно человеческой природы, а духовные люди могут достигнуть уровня «просветления» или даже подняться до познания абсолютной истины и стать пророком (буддой).

Альберт РАЗИН,

ректор института человека.
г.Ижевск

*Печатается в сокращении.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 06-03-00541а.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *