Доктор Моррис

Брак христианки и мусульманина

Содержание

Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.

К числу первых относится близкое родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения (зачатие ребенка) в законном браке или вне его. Исходя из этого, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т. д.

К числу препятствий второго рода относятся следующие: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном периоде (три месяца) или траурном периоде по причине смерти мужа (четыре месяца и десять дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или восемь месяцев.

Сказано в Священном Коране:

«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы, кроме того, что уже произошло . Это является развратом, скверным путем и вызывает гнев .

Запрещается вам брать в жены матерей ваших , дочерей ваших , сестер ваших , теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших , тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных и матерей ваших жен.

приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили — нет греха на вас . супруг родных сыновей и вместе — двух родных сестер , кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим и Всемилостивым» (Св. Коран, 4:22–24).

Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр (свадебный подарок) остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. В этой ситуации выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, который обычно выплачивается невестам. За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж — три месяца. Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака.

Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.

Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые.

Присутствие опекуна со стороны невесты.

Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Не будет брак иначе, как в присутствии опекуна «.

Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения (интимная связь), то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор , то правитель является опекуном для тех, у кого его нет». Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя».

На основе этих хадисов, а также учитывая некоторые другие аргументы подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен».

А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.

Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:

«Если муж развелся с женой , то они уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она не выйдет замуж за другого» (см. Св. Коран, 2:230);

*

«Если вы дали развод своим женам и наступил срок , то пусть они не препятствуют замужеству с бывшим мужем , если они благочестиво пришли к обоюдному согласию » (см. Св. Коран, 2:232);

*

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании в течение четырех месяцев и десяти . Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами» (см. Св. Коран, 2:234).

Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова (разведенная женщина), выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун , и у девственницы отец ее получает согласие на брак. Согласие девственницы ее молчанием».

В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание». Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить свое согласие на брак как молчанием, так и словом. Молчание — лишь признак кротости и скромности.

Суждение, явившееся срединным мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон — брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права».

4. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.

Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля. Данное условие основывается на словах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Не будет брак иначе, как в присутствии опекуна и двух свидетелей». Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те , которые выдают себя замуж (выходят замуж), не объявляя об этом «.

Требования, предъявляемые к свидетелям:

1. Обладание здравым рассудком. Различные формы психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.

2. Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает по достижении начала полового созревания.

3. Минимальное число свидетелей — два человека.

4. Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.

5. Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля».

6. Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.

7. Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.

8. Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания.

Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.

Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.

Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.

Однажды девушка пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и рассказала о том, что ее отец насильно выдал ее замуж. Пророк предоставил ей право самостоятельно выбрать «.

Публичное оглашение брачного союза.

На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т. д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос «. Традиции объявления о том, что данные люди стали мужем и женою, разнятся, у разных народов разные. То, каким способом будет объявлено о браке, не принципиально, главное — суть и результат.

Отсутствие ихрама (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться сам или женить кого-либо». Однако по мнению богословов-ханафитов данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому — хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама».

Запрет все-таки представляется более близким к истине, так как в том же самом своде хадисов имама Муслима приводится хадис от Маймуны, в котором говорится, что «Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама». Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим», употребленном в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама или что это происходило в один из запретных месяцев.

Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).

Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. В Коране сказано:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара! И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то из этого , то вкушайте как приятную, здоровую пищу » (Св. Коран, 4:4).

Во время бракосочетания наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).

Замечу, что в Исламе нет такого понятия, как калым, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть махр. Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.

Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности.

Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречат исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.

Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием заключения брака, условием, без оговоренности которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязанность передачи махра закрепляется за супругом автоматически. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями.

Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.

Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин брак недействителен.

Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает канонической действительности брака. Присутствия двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака.

Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания или других препятствий медицинского характера.

Соблюдение данного условия обязательно только согласно маликитскому мазхабу.

Ответы на вопросы по теме:

Что должна ответить вдова при согласии выйти замуж помимо слова «согласна»?

Канонически — больше ничего.

Несколько дней назад я со своей невестой в мечети заключил никях. Церемония проходила стандартно. Так как свидетелей мы с собой не привели, мулла сказал, что свидетелем будет другой служитель мечети, который был в курсе нашего обряда, но находился не в помещении, в котором проходил обряд, а стоял за дверью. Мулла сказал, что предупредил о том, что тот свидетель. Таким образом, при заключении никяха в комнате присутствовал только мулла, я и моя невеста. Считается ли наш никях действительным?

Присутствие двух видящих и слышащих свидетелей необходимо. Возникшая проблема — результат вашего безответственного подхода к столь важному мероприятию. Вы должны были прийти со своими свидетелями. Отсутствие свидетелей влечет за собой отсутствие действительности брака.

Возможно ли в любой мечети и в любой день найти имама, который бы прочитал никях? То есть если я приду в мечеть, могу ли я быть уверенным, что через пятнадцать минут выйду оттуда женатым человеком? Мирза, 25 лет.

Женитьба — это не поход в кинотеатр, а серьезное и ответственное мероприятие, к которому готовятся заранее. Вам следует заблаговременно договориться с имамом о времени проведения бракосочетания, приехав в мечеть либо позвонив по телефону.

Я новообращенная мусульманка, все мои родственники православные. Я собралась выйти замуж, кто может быть моим опекуном в таком случае?

Вы получаете родительское благословение, а опекуном вашим в процессе бракосочетания может быть местный имам или староста-мусульманин.

В опекунстве важно единство вероисповедания. Также крайне желательно, чтобы опекуном был тот человек, который сможет заступиться за вас, помочь вам своим авторитетом или властными возможностями, случись что неладное. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Правитель является опекуном для тех, у кого его нет».»

Очень правильным и хорошим выходом из ситуации является регистрация брака в загсе, в результате которой государство становится защитником ваших прав. В России религия отделена от государства, но последнее (при верном устроении отношений) защищает ваши права как гражданина в соответствии с Семейным кодексом.

Мы с моей девушкой хотим заключить никях до регистрации в загсе. Как известно, на никяхе должны присутствовать свидетели-мужчины с обеих сторон. Однако у моей будущей супруги родственников-мужчин нет. Она живет с матерью христианской веры, а отца нет. Как поступить в таком случае? Благословение родителей с моей и ее стороны получено. Максуд, 24 года.

Вам необходимо зарегистрировать брак в загсе и прийти с этим свидетельством в мечеть для заключения никяха — это наилучший вариант. Не исключена и предложенная вами последовательность. Касательно свидетелей: нет необходимости, чтобы они были именно родственниками и именно со стороны как жениха, так и невесты.

Я русский и хочу жениться на русской мусульманке. Но ее родители, считающие себя христианами, а нас иудами, против этого. И угрозами, упреками, шантажом удерживают ее от подобного брака. Она была замужем за христианином и родила ему сына, но несколько лет назад приняла Ислам и ушла от него. Никто ей не ищет мужа из среды мусульман. А муж ее сестры, мусульманин-дагестанец, также против того, чтобы она сама решала, за кого выходить. Но за все это время он и палец о палец не ударил, чтобы найти ей супруга-мусульманина. Является ли он для нее опекуном, имеющим право выдавать ее замуж либо запрещать подобное? И нужно ли вообще здесь чье-либо согласие на брак, кроме самой девушки? Как нам поступить в этой ситуации?

Если она уже была замужем, имеет ребенка и оказалась в описанной вами ситуации, то может самостоятельно принять решение.

Я мусульманка, совсем недавно приняла Ислам, и мой парень мусульманин. Мы пошли с ним в мечеть, чтобы имам провел нам никях (бракосочетание), но имам отказался, аргументируя свой отказ необходимостью согласия родителей. Мы же пока не хотим об этом никому говорить, потому что боимся, что родители нам не дадут согласия. А нам очень надо сделать никях (бракосочетание), мы хотим быть вместе, мы любим друг друга, и он боится, что может получиться грех — зина (прелюбодеяние). Как быть? Камиля, 17 лет.

Вам все-таки нужно посоветоваться с родителями и прийти к обоюдному решению. Будьте осторожны, по молодости часто совершают необдуманные действия, за которые впоследствии долгое время расплачиваются. Думаю, если бы ваш жених был тем человеком, на которого можно положиться в жизни, то он бы познакомил вас со своими родителями и сам познакомился бы с вашими, а не оправдывался тем, что «нужно быстрее, а то боюсь совершить грех». Это выдает его незрелость и безответственность. Имам поступил правильно.

Я засватана, мы часто встречаемся, остаемся наедине, что по мусульманским канонам не допускается. Сыграть свадьбу в скором времени не получится. Можно ли без ведома родителей совершить мусульманский брак при свидетелях (подруга с моей стороны и друг с его стороны)?

Проведите мусульманское бракосочетание в присутствии родителей и с их благословения, и не будет никаких проблем. Свадьбу с приглашением родных и близких можете провести немного позже, по вашему общему с родителями усмотрению.

Не нужно усложнять себе и другим жизнь, тем более в столь ответственных и жизненно важных вопросах, как женитьба-замужество.

У меня одна подруга-мусульманка вышла за парня-мусульманина, они провели никях. А прошел он следующим образом: согласия родителей девушки на этот брак не было, никто из опекунов не присутствовал, никях проводил имам мечети при двух свидетелях (персонал мечети) — одного мужчины и одной женщины. После этого никяха у них была половая близость. Действительно ли их бракосочетание? Считается ли, что они прелюбодействовали? И если потом жениться на этой девушке, считать ли ее прелюбодейкой? Альбина, 23 года.

Не стоит торопиться с записыванием того или иного человека в список «падших грешников». Безответственности в самых разных областях жизни хватает, тем более в молодые годы. Главное — если оступился, исправиться. Им, особенно невесте, необходимо родительское одобрение и новое бракосочетание со всеми требуемыми для этого каноническими условиями и наличием необходимого числа свидетелей.

Мы оба мусульмане, мои родители против того, чтобы мы поженились и провели никях. Они нам этого не позволят. Поэтому может ли мой старший двоюродный брат быть опекуном на никяхе вместо моего отца?

Нет, не может. Убедите своих и его (жениха) родителей в серьезности намерений, а помогут вам в этом жизненные успехи и достижения, то, что вы чего-то уже добились в жизни, а потому доказали свою состоятельность принимать верные решения.

Мы с мужем женаты несколько лет. Когда мы заключали брак, то присутствовали родители мужа, моя мама и двое свидетелей. Моего папы не было, так как он не захотел присутствовать. Действителен ли наш брак?

Если ваш отец дал согласие на брак (пусть даже после бракосочетания), то он действителен.

Я приняла Ислам три года назад. Человек, который помог мне всем сердцем принять веру, хочет жениться на мне. Он мусульманин из другой страны. Его мама одобряет его выбор, а отец (он оставил семью, когда моему избраннику было 3 года) не знает об этом. Можно ли нам пожениться? Не будет ли это грехом? Где в Москве мы можем совершить никях? Фатима, 42 года.

Вы можете пожениться. Ничего греховного в вашем случае нет. Никях можно совершить в любой мечети Москвы.

1. Меня интересует, считается ли никях действительным, если на нем не присутствовали родители и даже не знали об этом, но узнали через три месяца и ничего против брака не имеют, а лишь поддерживают нас?

2. И если никяха супруги не проведут, считаются ли они супругами перед Всемогущим? Альмира, 18 лет.

1. Главное во время бракосочетания — присутствие как минимум двух свидетелей. Это не исключает родительского благословения, но его, как я понял, пусть с опозданием, вы все-таки получили. Это хорошо.

2. Тогда — регистрация в загсе и наличие всех условий, необходимых для бракосочетания (свидетели, опекун невесты, обоюдное согласие брачующихся, намерение стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и т. д.).

Я мусульманин по отцу. Почти год встречался с девушкой-христианкой (как это обычно бывает в нынешнее время). Но после разговора с одним знакомым мусульманином, я резко поменял свое отношение к такому виду общения. Я раскаялся и решился прочитать никях. Она тоже искренне раскаялась и решила принять Ислам. Ее родители (типичные христиане) знают меня хорошо и не против того, чтобы мы встречались, но не более того, так как ей 17 лет и она учится за их счет. Мне 22 года, имею высшее образование, работаю. Если она принимает Ислам без их ведома и становится соблюдающей мусульманкой, как и я (мы прочитали никях и теперь, как я считаю, чисты перед Богом), и ее родители ничего не знают, считается ли канонически разрешенным наш брак? Если нет, то что нам делать? И можно ли сохранить тайну никяха? На загс мы надеемся чуть позже. Абдулла, 22 года.

Скрывать то, что вы стали мужем и женой, нельзя. Зарегистрируйте ваши отношения в загсе. Надеюсь, вы понимаете, что стали мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, а это очень серьезно. Что вам делать? Пусть ее родители присутствуют на вашей регистрации брака в загсе.

1. Кто определяет размер махра (свадебного подарка)? Невеста, ее родственники?

2. И может ли невеста отказаться от махра?

1. Невеста вправе озвучить свое пожелание, но определяет жених.

2. Отказ неуместен.

После свадьбы муж и жена ведут совместное хозяйство: вкладывают средства в дом, в предметы быта, в воспитание детей. Как в этих обстоятельствах женщина может хранить махр или тратить его на себя?! Это же эгоизм.

Материальное обеспечение семьи — это первостепенная обязанность мужа, а не жены. Махром она распоряжается по своему усмотрению, это ее, Кораном установленное право, а не эгоизм.

Как смотреть на девушку, которая просит в качестве махра машину или, например, много денег?

Смотрите на нее как на смелого и целеустремленного человека.

Является ли махр истинной оценкой достоинств женщины? От чего зависит его размер — от красоты женщины, ее хозяйственности, молодости, здоровья? Что оценивается?

Зависит от щедрости и материальных возможностей жениха, а также от местных традиций. С качествами и характеристиками невесты никак не связан.

Вы пишете, что махр должен быть ценным. Но, согласно многим исламским книгам, рекомендуется скромный махр. И если брак второй, махр должен быть еще более ценным?

Это не я пишу, а текст Священного Писания повествует об этом:

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан жене кантар (примерно 44,928 кг) , то не имеет никто из вас права забрать даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех ?!» (Св. Коран, 4:20).

Махр, его размер, ценность, не зависит от того, какой это по счету брак у данных жениха и невесты.

Сторона невесты должна нести какие-нибудь расходы на свадьбу?

В зависимости от традиций народа и договоренностей родителей брачующихся. Канонические требования на этот счет отсутствуют.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.

Молочное родство приравнивается к кровному.

Подробнее о махре будет рассказано далее.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6551.

Подробнее читайте об этом в статье «Временный брак» данной книги.

Кстати, это в очередной раз говорит о важности регистрации брака в загсе, ведь только в таком случае правитель в лице государственных органов сможет защитить права женщины.

К примеру, в христианских Церквах, согласно предписаниям Тридентского Собора, действительным признается брак, заключенный в присутствии двух свидетелей. Однако от свидетелей не требуется каких-либо особых качеств: считается достаточным, чтобы они были способны заметить, что именно происходит на их глазах, понять, что совершаемое действие является бракосочетанием между мужчиной и женщиной, даже если им неизвестны имена и фамилии брачующихся. Для действительности брака достаточно даже случайных свидетелей (канон 1108, 1 Кодекса канонического права).

Согласно иудейским канонам на церемонии бракосочетания обязательно присутствие двух свидетелей — евреев старше 13 лет, соблюдающих законы Торы и не состоящих в родстве ни между собой, ни с женихом и невестой.

Достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля. Нет однозначности в вопросе достоверности данного хадиса, но смысл его верен и соответствует мусульманской морали и этике.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6562–6565.

Ихрам (араб.) — специальное одеяние, надеваемое паломником во время основного (хаджа) и малого (‘умры) паломничества, а также намерение, символизирующее особое состояние ритуальной чистоты.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 555, хадисы № 41–(1409) и 42–(1409).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 555, 556, хадис № 46–(1410).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 556, хадис № 48–(1411).

Аль-Масджид аль-Харам — Священная мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6569

Калым (тюрк.) — название выкупа за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири. Большой энциклопедический словарь. С. 483.

Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан жене кантар (примерно 44,928 кг) , то не имеет никто из вас права забрать даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех ?!» (Св. Коран, 4:20). Аят явно указывает на то, что размер свадебного подарка жениха невесте может достигать и столь внушительных размеров (55 120 208, 64 руб.).

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6570, 6571, 6761.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6571.

Препятствием медицинского характера, мешающим заключению брака, Католическая Церковь, например, признает только функциональную импотенцию. В Православных Церквах импотенция признается мотивом расторжения брака, но не препятствием к нему.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2993.

Кстати, это в очередной раз говорит о важности регистрации брака в загсе, ведь только в таком случае правитель в лице государственных органов сможет защитить права женщины.

  1. Ответ
  2. Воспитание детей
  3. Демографическая проблема
  4. Опасности женитьбы в не исламских странах
  5. Смысл брака на христианке
  6. Условия бракосочетания

Можно ли мусульманину жениться на христианке или представительнице другой религиозной конфессии, иудейке. Такие вопросы достаточно часто возникают в мусульманском сообществе, как и вопросы о том, можно ли совершить в такой ситуации никах (nikah) — религиозное бракосочетание, если не менять религии, и возможен ли никах между мусульманином и христианкой.

Ответ

Жениться на христиане мусульманин имеет право, также как и на иудейке, поскольку в Священной Книге Коран сказано: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят), где под теми, кому «Писание было даровано до вас», подразумеваются иудейки и христианки.

По исламскому каноническому законодательству разрешены брачные союзы между целомудренными женщинами иудейками и христианками и мусульманами, и это было разрешено и во времена пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ, и в современном исламском мире. В наши дни многие мужчины мусульмане женятся на христианках и иудейках.

Воспитание детей

Межконфессиональные браки становятся причиной того, что происходит смешение культур, порождая проблемы в вопросах воспитания детей. В браке, где мужчина — мусульманин, а женщина – христианка, детей обязательно следует воспитывать в исламской вере, и межконфессиональная семья не всегда справляется с такой задачей, пытаясь воспитать детей в духе Ислама и привить им исламское мировоззрение.

Демографическая проблема

В мусульманском обществе увеличивающееся количество межконфессиональных браков парней мусульман с девушками христианками порождает также и проблемы демографического характера: чем больше мусульманских мужчин женится на женщинах христианках, тем меньше остается шансов у женщин мусульманок найти себе мужа. В таких случаях женщинам мусульманкам, отчаявшимся в попытках найти супруга единоверца, приходится искать себе супруга среди представителей других религиозных конфессий, но канонически в Исламе это запрещено.

Исламские ученые, в ряду которых немало авторитетных богословов, являющихся представителями всех четырех мазхабов, в большинстве своем считают, что браки между мусульманами и женщинами Писания скорее нежелательны по вышеуказанным причинам, также праведный халиф Умар, который был правителем правоверных, призывал, чтобы мусульмане развелись со своими женами иудейками и женами христианками, дабы это не приобрело популярность в мусульманской общине. Его призыву не последовал только Хузейфа, а остальные сразу же развелись, но и Хузейфа развелся через некоторое время со своей женой, что стало демонстрацией того, что нет прямого запрета на брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, но и ослушаться веления халифа также нельзя.

Такой приказ Умар дал не без основания. Поскольку канонически мусульманину можно жениться на христианке, многие мусульмане так и поступают, но после свадьбы не проявляют стремления к тому, чтобы приобщить своих супруг к Исламу, к укреплению их мусульманской добродетели. Возможно также предположить, что запрет женитьбы на христианках и иудейках был связан с тем, что во времена расширения Халифата в постоянных войнах погибало много мужчин мусульман, тем самым увеличивалось количество незамужних женщин: вдов и девственниц мусульманок, которым становилось сложнее выйти замуж.

Опасности женитьбы в не исламских странах

Есть ученые, которые высказывают мнение о том, что межконфессиональные браки в неисламском государстве являются харамом – к такому мнению склоняются преимущественно ученые-теологи, представители ханафитского мазхаба. Такое мнение обусловлено тем, что мусульмане в таких странах представляют меньшинство, и в этих условиях личный религиозный статус верующего может остаться неурегулированным. Речь идет о том, что мусульманин должен иметь право на то, чтобы жить в соответствие с канонами исламской религии, свободно отправлять свои религиозные нужды, совершать обязательную пятикратную молитву, а также всю свою жизнь регулировать в соответствие с шариатом, особенно касательно вопросов брака и семьи, воспитания детей, вопросах наследования имущества. Есть ряд государств, в которых имеют место антиисламские националистические настроения, широко пропагандируемые в СМИ. Такие настроения способны породить нежелание у супруги мусульманина, которая является представительницей другой религиозной конфессии, воспитывать общих с мужем-мусульманином детей в исламской традиции, а воспитывать в традициях той религии, представительницей которой она является, чтобы ребенок рос христианином. Поскольку такое положение вещей категорически не соответствует нормам шариата и может повлечь за собой ослабление национально-культурных исламских основ семьи, духовно-религиозных устоев, которые предполагают, что женщина должна в браке быть воспитательницей детей и хранительницей домашнего очага.

Смысл брака на христианке

При рассмотрении вопроса о том, может ли мусульманин жениться на христианке, следует обратить внимание на то, что Всевышний в эту дозволенность заложил определенную мудрость и пользу: мусульманин, который встал на путь истины, получает возможность с помощью брака приложить усилия и помочь своим ближним услышать слово Всевышнего и выполнять заповеди Аллаха на практике, в своей повседневной жизни. Даже в мусульманской семье это не всегда может увенчаться успехом, поскольку воспитание детей в вере и уважении, любви и покорности к Аллаху – дело кропотливое и ответственное. А если семья межконфессиональная, то задача становится вдвойне сложной для осуществления.

Мусульманин, который хочет жениться на христианке или иудейке, плененный ее красотой, должен после свадьбы предпринять все усилия для того, чтобы ею были поняты и приняты исламские ценности, а если он не будет делать этого, то он подвергает угрозе свое благополучие и благополучие своих детей в земном и небесном мире.

Нельзя упускать из внимания и то, что такие браки, хоть канонически и разрешены, должны предполагать сохранение статуса мужа в этой семье согласно канонам исламской религии, а также то, что супруге в таком браке желательно принять исламское вероучение, а дети должны воспитываться в духе религиозности и мусульманской морали, которые предписывают заповеди Сунны и Священной Книги Коран. Такие семьи в своей повседневной жизни должны придерживаться предписаний шариата и веры в Единого Бога Аллаха.

Возможно вам будет интересно почитать, что значит христианке выйти замуж за мусульманина.

Условия бракосочетания

Мусульманин перед тем, как жениться, обязательно должен заручиться поддержкой своих родителей в том, чтобы решиться на брак с христианкой, поскольку очень часто родители будущего мужа могут выступать против такой женитьбы. Если в семье сложится такая ситуация, то мужчина мусульманин не пойдет против мнения своих родителей.

Если заключается брак между мусульманином и христианкой, то венчаться молодожёны не должны – в таких случаях достаточно, если они зарегистрируют свой брак в ЗАГСе и совершат ритуал в соответствие с мусульманскими традициями.

Многие женщины христианки не готовы к смене вероубеждения, когда собираются выйти замуж. В религии Ислам нет принуждения, но если сердце жены подскажет ей, что принять религию своего мужа через год или через несколько лет будет правильным, то ей необходимо последовать велению сердца. Если же этого не произойдет, то в знак уважения к своему мужу и его вере ей необходимо организовать быт семьи и ее духовную жизнь в соответствие с тем, какие требования выдвигает для этого Ислам.

Согласно фетве некоторых из ученых о дозволенности совершения никаха между мусульманином и женщиной Писания, для того, чтобы жениться мусульманину на христианке, существует несколько условий:

  • У женщины, которая является христианкой или иудейкой, предки должны быть исконными христианами или иудеями, то есть дозволено мусульманину жениться на христианке, если предки ее приняли свою веру после искажения, но до того, как эта религия была отменена ниспосланием следующего пророка.
  • Если же предки женщины приняли Христианство после того, как ниспосланием следующего пророка религия была отменена, или нет возможности установить, что предки женщины приняли религию до искажения или после, то жениться на такой женщине запрещается.

По словам ас-Субки, если женщина утверждает, что предки ее приняли религию до искажения, то ее слова могут стать единственным доказательством этого, и их следует принимать на веру.

По фетве, мусульманину порицается брать в жены женщину христианку или иудейку, если в этот период люди Писания с мусульманами находятся в состоянии войны, но он может взять в жены женщину из людей Писания, если мусульманин не может найти себе жену среди мусульманок. Никах с христианкой может быть даже желательным, если существует надежда на то, что эта женщина может принять Ислам. Такой случай был с одним из сподвижников Пророка ﷺ Усмана ибн Аффана: он женился на женщине Писания, а после этого его жена приняла Ислам и отличалась особенной набожностью. В этом и отмечал Имам аль-Каффаль мудрость дозволенности браков для мусульманина с христианской женщиной или иудейкой, ведь от женщины скорее следует ожидать, что она склонится к религии своего мужа, нежели к религии своих родителей.

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена — как в период миссии Пророка, так и в наши дни — мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных призывал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, сразу развелись. Тот же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что прямого запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться.

Приказ ‘Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели.

Некоторые теологи, особенно ханафитского мазхаба, заявляют о запретности (харам) такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.). Немаловажным фактором являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения в обществе и пропаганда в средствах массовой информации, а также (возможно, вследствие вышесказанного) категоричное желание супруги-немусульманки воспитать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Такое положение вещей не может не оказать влияния в первую очередь на семьи, в которых супруга (хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей) не является мусульманкой: ослабляются духовно-религиозные и национально-культурные основы семьи.

Конечно, исламские каноны допускают брачные союзы между мусульманами, с одной стороны, и христианками или иудейками — с другой, однако нужно понимать, что в этой дозволенности Господом заложена сокровенная мудрость и польза. Человек, вставший на путь истины, постарается помочь и ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали Слово Господне и на практике выполняли Его заповеди, что нелегко порой осуществить даже в мусульманской семье, если общество и окружение тому не способствуют.

Тот мусульманин, который женится на женщине христианского или иудейского вероисповедания из-за ее красоты, но затем не предпринимает никаких усилий для того, чтобы она поняла и приняла мусульманские ценности, подпадает под действие вышеупомянутого приказа халифа ‘Умара. Если же он пренебрегает этим серьезным предостережением, то ставит под сомнение благополучие свое и своих детей в обоих мирах.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской и иудейской культур канонически разрешено, однако необходимо принимать во внимание (1) сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама, (2) желательность принятия супругой исламского вероучения и (3) обязательность воспитания детей в духе морали и религиозности, заповеданных Священным Кораном и Сунной заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует). И все это должно быть в контексте веры в Единого Бога, среди последних пророков Которого были Моисей, Иисус и Мухаммад.

Да убережет нас Всевышний от необдуманных поступков и дарует нам и нашим потомкам пути и возможности для достижения счастья в мире земном и в мире вечном!

Ответы на вопросы по теме

Я — православная, а он — мусульманин. Мы полюбили друг друга и хотели бы создать семью. Возможно ли это и при каких условиях?

Если ваши чувства полны, искренни и взаимны, то попытайтесь увидеть мир через призму того мироощущения, которым живет ваш любимый человек и, возможно, вы сами ответите на возникшие вопросы.

Я крещеная христианка, очень люблю мусульманина. Любовь взаимна уже почти пять лет, но не получается нам создать семью, так как мой молодой человек никак не может решиться на никях из-за того, что я не принимаю Ислам. Его мама не против меня. Недавно он обратился за советом к своему родственнику-мулле, который сказал, что я обязательно должна принять Ислам.

К Исламу я отношусь очень хорошо, зная, что Бог Един. Хочу, чтобы будущие наши дети были мусульманами. Да и я, возможно, приму Ислам, если приду к этому сама. Считаю неправильным делать такой ответственный шаг, как принятие иной веры, практически ничего не зная о ней. Дайте, пожалуйста, совет. И греховно ли, если я приму Ислам из-за того, что очень люблю мужчину, а он хочет жениться на мусульманке? Татьяна, 27 лет.

Вы говорите, что чувства вот уже 5 лет взаимны, но если ваши намерения серьезны, почему же за столь продолжительный срок вы не определились, нужны ли вам в вашей жизни мусульманские духовные ценности или нет?! И еще: если ваш знакомый сожительствует с вами (живет как с женой) все эти годы, то непонятно, какими ценностями руководствуется и чему следует он. Получается, что Ислам — это некий формальный статус, а в остальном — живи как тебе угодно, главное, чтобы на языке временами прокручивались такие слова, как «жить по Корану и Сунне», «а как это по шариату» и т. п. Странно, не правда ли?

Моя жена-христианка хочет обвенчаться. Могу ли я с ней обвенчаться, а потом совершить аналогичный ритуал по мусульманским традициям? Если это возможно, то что и как нужно сделать? Наиль, 21 год.

Нет необходимости венчаться, вам не следует этого делать, достаточно будет регистрации в загсе и мусульманского бракосочетания.

Мой жених мусульманин, я — христианка. Его родители настаивают на том, чтобы я поменяла вероисповедание, иначе меня не примут в семью. Но я не готова к этому, точнее сказать, мне эта религия абсолютно неизвестна, правду говоря, даже страшно, так как, я думаю, это большой грех. Что я должна делать? Я боюсь потерять своего молодого человека. Вероника, 27 лет.

Да, смена вероубеждения с точки зрения любой конфессии расценивается как грех, вероотступничество. Но «нет принуждения в религии!» (Св. Коран, 2:256). Только ваше сердце может подсказать, как быть. Для ознакомления с Исламом прочитайте мои книги «Путь к вере и совершенству» и «Мир души».

Я христианка, встречаюсь с мусульманином. У нас замечательные отношения, но я была замужем и боюсь сказать ему об этом. Думаю, что, если скажу, он решит расстаться. Устала молчать и общаться из-за этого все труднее. Ведь для него это позор, с моей же стороны обман. Ирина, 22 года.

Лучшим будет сказать правду.

Я имею мусульманские корни, сама наполовину армянка. Свою жизнь я бы хотела связать с мусульманином. Меня тянет к Исламу. Но только у меня начинаются отношения с каким-то молодым человеком из этой среды, как через время все прекращается только потому, что я иноверка. Ответьте, почему родители бывают порой против счастья своих детей? Я из приличной семьи, скромна и воспитана, но смотрят, как кажется, не на это.

У них, родителей, свое понимание счастья. Для каждого человека оно имеет свои формы, оттенки, цвета.

Я женился на русской девушке. После женитьбы узнал, что она не девушка, у нее были до меня отношения с другим. Могу ли я дальше жить с ней? Разрешено это или запрещено? Сейчас она изучает Ислам и собирается стать мусульманкой.

Ваша ситуация — это печальная и распространенная реальность нашего времени. В данном случае канонически вы имеете право развестись, но и можете жить с ней дальше, если считаете, что она покаялась в содеянном и не собирается больше повторять такого рода греховные и пагубные действия.

Надеюсь, у вас самого ни с кем не было интимных отношений до женитьбы на ней.

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мусульманин, женатый на немусульманке, которая не принимает Ислам, хотя на словах говорит, что хочет стать мусульманкой, а фактически ничего не делает?

Будьте полноценным мусульманином, то есть таким человеком, от которого исходит только благо, позитив, созидательная энергия как в отношении других, так и в отношении самого себя (стремление успешно реализовать свои возможности и постоянно интеллектуально, физически, духовно самосовершенствоваться). Это потребует от вас серьезного настроя и многочисленных затрат энергии и сил, но все быстро окупится результатом. Не грубите, не принуждайте, и вы увидите, как преобразятся окружающие в итоге вашего личного преображения. «Пример воздействует сильнее, чем проповедь» (С. Джонсон).

Как вы думаете, могу ли я, мусульманин, жениться на девушке-христианке, которая желает принять Ислам, как мне кажется, ради меня, ради брака (не по убеждению пока)? Джимми.

Теоретически — можете, а практически — очень ответственно и имеет опасные для вас и ваших будущих детей перспективы.

Разрешается ли мужчине-мусульманину жить с женой-немусульманкой, хотя он многократно призывал и увещевал ее? Я знаю, что мусульманину можно жить с женой-христианкой, иудейкой. А если она вообще не относится ни к первым, ни ко вторым?

Вопрос о том, можно ли жить с женой-немусульманкой (тем более не относящейся ни к христианам, ни к иудеям) был бы актуален, если бы задавался до бракосочетания, а не сейчас, когда отношения уже реализованы.

Для мусульманина, как человека покорного, преданного Богу, в подобной ситуации терпение является единственным ключиком к сохранению семьи, тем более той, в которой есть ребенок, нуждающийся как в отцовской, так и в материнской заботе. К тому же человеку, сформировавшемуся как личность в обществе, в котором духовность явно в упадке, бывает очень сложно изменить свой внутренний мир, наполнить его верой и тем более понять и принять заключительное Писание, ниспосланное всему человечеству, особенно когда нет живого примера мусульманской добродетели, например в лице любимого мужа. Кстати, некоторым супружеским парам потребовались годы, чтобы прийти к Божественной Истине.

Муж татарин, мусульманин, я — православная, причем очень верующая, соблюдающая все посты и каноны, из непьющей и некурящей семьи. Муж до свадьбы уверял, что с ребенком вопросов в религии быть не должно, что я смогу воспитывать детей в своих традициях. Но сейчас, когда я в положении, он ходит грустный, понурый, я догадываюсь из-за чего. Он боится, что я дам ребенку христианское имя, что ребенок не будет знать мусульманских традиций. Что делать? Я очень люблю мужа и не хочу, чтобы он расстраивался. Он говорит, что, даже если я сделаю по-своему, он меня никогда не бросит, но будет всю жизнь жить в тоске и печали, как бы уйдет в себя. Он меня таким образом как бы шантажирует. Можно ли сделать ребенку обрезание, читать азан и икамат, а потом крестить в церкви? Возможно ли ребенку привить сразу две веры и не считается ли страшным грехом, если ребенок будет посещать мечеть и церковь? Мне, как человеку образованному и городскому, кажется это возможным, учитывая, в каком веке мы живем, чтобы избежать семейных конфликтов и упреков.

Ислам — этап религиозного развития человечества, следующий за Иудаизмом и Христианством. Прививать сразу несколько вероисповеданий нереально, тем более когда между ними есть серьезные отличия. Для человека же верующего, если он действительно осознает смысл и значение своей религии, это абсурдно, это, что называется, и ни туда и ни сюда. Реакция вашего мужа ясна, поймите, что ему, как главе семьи, отвечать пред Богом в Судный День за праведность, правильность вероубеждения своих жены и детей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.

Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками.

«Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа мусульманок и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им свадебный подарок , желая жениться на них , а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг» (см. Св. Коран, 5:5).

Помогите мне найти подтверждение в Священном Коране или Сунне на запрет женитьбы между мусульманкой и иноверцем?

Прямого запрета на то, чтобы выходить замуж за христианина или иудея, в Коране нет, но косвенных аргументов предостаточно. Например:

«Не выдавайте замуж за язычников, пока те не уверуют» (см. Св. Коран, 2:221).

Одним из главных доводов в пользу недопустимости брака мусульманки с немусульманином является то, что по природе взаимоотношений главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж.

В канонической недопустимости такого брака все мусульманские ученые единодушны

Само собой разумеется, что лучше выбрать в мужья мусульманина, так как муж — глава семьи, со всеми вытекающими последствиями. Но я знаю человека, который является христианином (при этом у меня есть некоторая доля уверенности в том, что Всевышний для него не триедин, а именно един). Кроме того, существующая альтернатива в виде этнического мусульманина меня ужасает. Я готова признать, что желаю этому мусульманину только добра, но не смогу с ним жить (ведь семья создается с учетом характера и темперамента). Я надеюсь на милость Аллаха, Который, если пожелает, откроет ему (христианину) сердце для истины (с моими ежедневными ду‘а-молитвами).

Итак, 1) имеет ли смысл выбрать в мужья нелюбимого человека только потому, что он мусульманин? 2) Насколько верно будет предоставить детям самостоятельно определиться с выбором веры в разумном возрасте (всячески прививая любовь к Исламу с детства)?

1. Наиболее вероятно, что нет, не имеет.

2. Ваша обязанность — воспитывать их в духе Ислама, то есть морали и нравственности, набожности и религиозности. Если приложите для их праведного воспитания все необходимые усилия, создадите условия, то за результативность вы не в ответе. В этом полагайтесь на Творца, сделав все, что от вас зависит.

Полезно напомнить достоверный хадис: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой , и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой «

Я этническая мусульманка. Кое-чего придерживаюсь: держу пост, не употребляю спиртное, свинину. Очень хочу совершать намаз. Но я живу у родственников, и они мне не разрешают, боятся, что это как-то может помешать в жизни, что я очень себя ограничу. Сейчас встречаюсь с молодым человеком. У него мама христианка, а папа мусульманин. Юноша очень хороший, порядочный, не желает никому зла, верит во Всевышнего, но из религиозных предписаний не выполняет ничего. Не знаю, к кому его отнести. У нас вроде дело идет к свадьбе. Большой ли я совершу грех, выйдя за него замуж? Надеюсь, что в ходе совместной жизни я повлияю на него. Зара.

Положившись на Всевышнего, прислушайтесь к велению сердца и разума. Известный достоверный хадис гласит: «Спроси свое сердце. <…> Даже если люди дадут тебе заключение (совет)».

Ничего не усложняйте. До свадьбы мягко, но откровенно обсудите с ним все волнующие вопросы относительно будущей семейной жизни.

Если он хорошо воспитан, не пьет, не прелюбодействует и имеет минимум набожности, то это уже значительный плюс. Ознакомьте его с мусульманскими постулатами веры и религиозной практики. Если он согласится с ними, проговорив свидетельство Единобожия, тогда канонических препятствий для заключения брака нет.

Я запуталась в своих чувствах. Встречалась с немусульманином на протяжении трех лет. Он хороший человек, без вредных привычек. Делаю ду‘а, чтобы он принял Ислам, начал читать намаз, но он всегда откладывает, находит этому причины. Несколько месяцев назад я познакомилась с другим парнем, мусульманином. Мы встречались в течение нескольких месяцев, понравились друг другу, и он предложил мне стать его женой. Я ответила ему, чтобы он ждал, пока я закончу институт. Настоящая же причина в том, что я не могу так поступить с моим первым парнем, оставить его, тогда как он мне стал как родной человек, всегда опекал меня. Моя мама, узнав о предложении выйти замуж, сказала, что я его не знаю и что за несколько месяцев невозможно узнать человека, а потому она против. Милана, 21 год.

Думаю, вам необходимо остановить свой выбор именно на мусульманине, не этом, так другом, и желательно, чтобы он был вашей национальности. Прислушайтесь к общему мнению родителей, прежде познакомив их с вашим новым молодым человеком и предварительно познакомившись с его родителями.

Я и мой будущий муж разных религий: он — христианин, я — мусульманка. С небольшим, но все же трудом я его уговорила прочитать никях. Но он в свою очередь попросил меня пойти в церковь и обвенчаться. Я не знаю, допускается ли такое или нет? Будет ли это считаться «принятием другой религии»? Дайте, пожалуйста, совет.

Я мусульманка, мой будущий муж православный. А, как известно, на свадьбу надо ехать в мечеть или в церковь. Как быть? И в кого будут верить наши дети?

Вам следует знать, что брак мусульманки с представителем другой религии недопустим, кроме как в случае принятия мужем Ислама, а это подразумевает, как минимум, согласие с основами веры и проговаривание формулы Единобожия.

Можно ли выходить замуж за христианина, не меняя при этом свою веру? Он не хочет принимать мусульманскую веру, а я не хочу принимать его.

Канонически мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

Подскажите, что делать, если девушка-мусульманка живет с немусульманином? Родители насчет этого в курсе, а человек этот парень очень хороший, но я знаю, что все равно это грех (если не удастся уговорить его стать мусульманином). Надия, 22 года.

Изучите вместе с ним мою книгу «Мир души». Если это получится, значит между вами есть некое глубокое взаимопонимание. Останется изучить основы веры и религиозной практики, доходчиво описанные в моей книге «Мусульманское право 1–2». Но учтите, что нет принуждения в религии.

Я христианин, моя любимая избранница — мусульманка. Принять другую веру я, думаю, не смогу, да и родители не поймут. К тому же я верю, что Бог у всех все равно один, неважно, какой путь мы выберем к Нему: Ислам или Христианство. Тем более обычаи в иной вере другие, слишком тяжело подладиться и стать иным… А мы очень любим друг друга и действительно счастливы вместе! При заключении брака по каким религиозным традициям проводить церемонию? Максим, 18 лет.

Я воздержусь от ответа, а лишь посоветую внимательно дочитать книгу до конца.

Я встречаюсь с парнем-немусульманином. Он немец, а я чеченка. Грехов никаких я не совершаю. Он понимает, что даже дотрагиваться до меня нельзя. Встречаюсь я с ним уже восемь лет, из них два года мы были друзьями, все остальное уже — любовь. Я пыталась от него отойти, перестать встречаться, попробовать общаться с парнями моей национальности, но все никак. Я мучаюсь и не могу ничего поделать. Он тоже не хочет меня отпускать. Могу ли я выйти за него замуж? Я знаю, что вопросов, подобных моему, много, но очень хочется, чтобы вы ответили именно на мой. Надира, 22 года.

Вам обоим будет полезно прочитать начальные главы из книги «Мусульманское право», где говорится об основах веры и религиозной практики. Там доходчиво изложена теория, а потому не запутаетесь. Если он станет верующим, согласится с основами веры и религиозной практики, проговорит шахаду (формулу Единобожия), тогда останется уладить все с родными и найти в их лице понимание и поддержку. Хотя вам 22 года, срок вашего общения с ним велик (восемь лет), а потому предполагаю, что в контексте создания семьи на всю оставшуюся жизнь все уже проанализировано и серьезно обдумано.

Шамиль-хазрат, как известно, в Священном Коране говорится, чтобы девушек и женщин не выдавали замуж за иноверцев. Но что делать, если девушка вышла без ведома семьи? Как с ней быть? Нужно ли опекунам ее за это наказывать и как?

Нет, опекуны ее не наказывают, а молятся за эту семью, чтобы ее члены приобрели веру и благочестие. Всевышний Творец управляет сердцами людей и может повернуть их в любую сторону, о чем сказано в достоверном хадисе. А потому — молитесь за них.

Я скоро выхожу замуж, будущий муж — русский. Я его попросила, чтобы у нас был никях. Но он как-то не осмеливается. Скажите, пожалуйста, если у нас будет заключен никях, то у него его вера останется? И что читает мулла на никяхе? Об этом он у меня спросил, а я не знаю, что ответить. Малика, 26 лет.

Канонически мусульманке запрещено выходить замуж за представителя иной религии. Поэтому никях в вашем случае невозможен и недопустим. Если жених согласится с основными постулатами веры и проговорит формулу Единобожия, то никях заключить вы сможете. Во время никяха озвучиваются: наставление, испрашивание вашего с женихом согласия на брак и несколько молитвенных формул.

Я замужем за православным, за русским. У нас есть дочь. Мы очень любим друг друга. Мы уехали в далекую страну, чтобы родственники родителей меня не видели. Родители перестали со мной общаться и запрещают это сестрам и братьям. Я понимаю их. Но мне тяжело без родительского благословения. Как быть? Римма, 30 лет.

Вам следует внимательно изучить постулаты мусульманской веры (их всего шесть) и основы религиозной практики (их пять), например на нашем сайте (umma.ru) или в моей книге «Мусульманское право 1–2». Когда поймете их, представите себе, проинформируете об этом и своего мужа в доходчивой для него форме. Если он согласится с ними и засвидетельствует перед вами, что Бог один, а Мухаммад является Его заключительным посланником, тогда пред Творцом ваша проблема будет решена. А если она решилась пред Ним, тогда разрешится и во всем остальном. От вас же потребуется постоянный рост, развитие в духовном, интеллектуальном и физическом плане, что откроет перед вами и вашим мужем новые прекрасные перспективы и возможности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Наиболее доходчиво они изложены в моей книге «Мусульманское право 1–2». Пусть прочитает хотя бы первые 70 страниц.

«Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах» (свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Бога, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Его).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *