Бескорыстный это какой
Содержание
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | бескоры́стный | бескоры́стное | бескоры́стная | бескоры́стные | |
Рд. | бескоры́стного | бескоры́стного | бескоры́стной | бескоры́стных | |
Дт. | бескоры́стному | бескоры́стному | бескоры́стной | бескоры́стным | |
Вн. | одуш. | бескоры́стного | бескоры́стное | бескоры́стную | бескоры́стных |
неод. | бескоры́стный | бескоры́стные | |||
Тв. | бескоры́стным | бескоры́стным | бескоры́стной бескоры́стною | бескоры́стными | |
Пр. | бескоры́стном | бескоры́стном | бескоры́стной | бескоры́стных | |
Кратк. форма | бескоры́стен | бескоры́стно | бескоры́стна | бескоры́стны |
бес-ко-ры́ст-ный
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — бескоры́стнее, бескоры́стней.
Приставка: бес-; корень: -корыст-; суффикс: -н; окончание: -ый .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- не требующий платы, компенсации ◆ На этот раз к моей ночевке вне дома были приняты особые меры: по крайней мере, жена моя точно осведомилась о моих намерениях и дала мне дружеский, бескорыстный совет — не утруждать себя после трудов дальним путешествием. Н. Н. Суханов, «Записки о революции», 1918-1921 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Вот памятник Навои — бескорыстный дар Москве от Узбекистана. Леонид Смирнов, «Парк Дружбы станет садом камней», 16 мая 2002 г. // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- о человеке лишённый корысти; не требующий вознаграждения за помощь ◆ Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать. Н. И. Новиков, «Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Особенно теснил он заведывавшего постройками по артиллерийскому ведомству вотчима матушкина, Ивана Егоровича Фока, который был человек не дальний, но честный и бескорыстный. Н. И. Греч, «Записки о моей жизни», 1849-1856 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- бесплатный, безвозмездный
- альтруистический, некорыстный, некорыстолюбивый, нестяжательный
Антонимы
- жадный, корыстный
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Список всех слов с корнем «корыст-»
- существительные: корыстность, корыстолюб, корыстолюбец, корыстолюбие, корыстолюбивость, корыстолюбица, корысть
- прилагательные: бескорыстный, корыстный, корыстолюбивый
- глаголы: корыстоваться
- наречия: корыстно, корыстолюбиво
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Английскийen: disinterested
- Немецкийde: uneigennützig
- Польскийpl: bezinteresowny
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Перевод
Список переводов
Библиография
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Бескорыстие – это способность личности совершать поступки, приносящие блага (материальные или психологические) другим, без ожидания взаимной благодарности, компенсации или иной выгоды от совершаемого. Бескорыстие как качество личности ставит саму личность в числе самых последних пунктов шкалы приоритетности, являясь антистремлением, антиобладанием, антиизмерением. В бескорыстии нет ожидания выгоды и подсчета затраченных ресурсов (ни потраченные деньги, ни бессонные ночи не важны).
Что такое бескорыстие
Проявление бескорыстия сравнивают с проявлением внутренней свободы в максимальном варианте, где совершаются действия не ради меркантильной расчетливости и не в угоду великой доброй идее, а просто совершаются в настоящем (без авторитетов, оглядок на будущее и предпосылок, а руководствуясь желанием улучшить жизнь других).
Бескорыстие как качество личности отображает высшие ценностные мотивы, не подчиняясь внешним или социальным принципам, поскольку любая концепция требует ожидания определенного исхода и разделяет мир по достойности поступков, а в бескорыстных проявлениях шкала оценки последствия для себя отсутствует. Существует только оценка, чем в данную секунду можно улучшить мир, самочувствие или настроение другого, даже если благодарность придет извне или за принесенное добро последуют личные убытки.
Бескорыстие, являясь внутриличностным качеством, имеет свою внешнюю проявленность и реализованность в действенной сфере, где проявляясь добром в отношении окружающих, отсутствует ожидание личных бонусов и выгод взамен. Бескорыстию чуждо не только стремление к осязаемой выгоде, но также стремление к саморекламе или построению определенного имиджа при помощи поступков. Совершаемые действия должны оцениваться так, будто о них никто никогда не узнает, а исполнитель останется за занавесом секрета навсегда, т.е. все, что может получить человек из бескорыстных побуждений – это насладиться наблюдением за принесенным счастьем, и то не всегда, ведь часто радость от свершения бывает скрыта.
Часто люди обманывают самих себя, считая собственные поступки бескорыстными, но если провести анализ мотивации и ситуации глубже, то может выясниться, что действия совершались, чтобы втереться в доверие, получить похвалу или заслужить поддержку человека в будущем (быть хорошим и полезным сейчас, чтобы потом воспользоваться плодами хорошего отношения в будущем).
Любовь и дружба бескорыстие подразумевают, как неотъемлемую часть построения подобных отношений. Это может выглядеть как необдуманные поступки, но направленные на благо другого. Продать машину, чтобы оплатить операцию другу, поставить на место начальника, оскорбляющего девушку – примеры серьезных и заметных реакций, но есть более жизненные и прозаичные, наполненные бескорыстием, когда человек оставляет чтение любимой книги и идет помогать открыть банку, когда спешит домой и готовит вкусный ужин второму уставшему (если за этими действиями нет мыслей о своей выгоде и сравнении как лучше провести время, то это и есть примеры, как дружба бескорыстие рождает).
Почему же столько рассуждают о бескорыстии и стремятся его развить, если практической выгоды никакой, одни затраты? Казалось бы, эволюционно данный вид поведения должен был закрепиться как негативный и постепенно истребляться из человеческого поведения, но вся сложность заключается в том, что бескорыстие затрагивает более высокие сферы человеческого существования, чем физиологическая на уровне которой и действуют эволюционные инстинкты. Находясь на уровне высокого духовного развития, бескорыстие не затрагивает материальные сферы (вряд ли бескорыстие возможно во времена сложной иерархии и драки за кусок мяса), располагаясь на уровне духа. На этом духовном уровне, испытываемое счастье от совершенного бескорыстного поступка затмевает по своим ощущениям любые физические удовольствия, поскольку представляет собой более качественное и тонкое наполнение всего человеческого существа.
Погрузившись единожды в это ощущение, меняется представление духовной жизни, переоцениваются ценности, заново расставляются приоритеты и сам человек удивляется тому, как раньше бесполезные и глупые вещи занимали ведущие позиции в его мировосприятии. Меняет бескорыстное поведение и отношение мира к нему. Пока мы руководствуемся законами прибыли и личной корысти, то склонны требовать и давить, манипулировать и запугивать, а мало кому из окружающих нравится подобное обращение.
Человек бескорыстный живет ради других, не причиняя насилия и не выбивая из людей желаемое, его способность все отдать рождает в окружающей действительности ответные импульсы, и люди с радостью помогают тому, кто не заботится о себе, осуществляют желания тех, кто что-то делает для этого, но при этом помогает сбыться мечтам других.
Окружающие считывают мотивацию наших поступков и стараются сторониться ищущих выгоду, а к тем, кто живет для других, тянутся больше. Может показаться, что, будучи бескорыстным, человек рискует оказаться окруженным корыстными людьми, стремящимися поживиться на этом качестве, но механизмы вселенной и человеческого общения устроены таким образом, что добра возвращается больше. В стремлении отблагодарить за искреннюю помощь, люди строят крепкие отношения и предлагают лучшие варианты именно тем, кто помог без навязывания долга. Легкость и свобода очень ценятся в отношениях, многие даже пытаются тянуть в одиночку тяжелейшие проблемы, лишь бы не оказаться кому-то должным за помощь в разрешении, и именно на этом стыке рождаются настоящие искренние взаимоотношения, не требующие отдачи, но радующиеся ей.
Бескорыстно – это как?
Бескорыстие – это способ существования в мире, где собственная жизнь принадлежит не столько личности, сколько бытию и пространству. Это философия отказа от собственных потребностей с чуткостью к потребностям окружающего, при этом нет жесткого разделения и приложения волевых усилий – все происходит самостоятельно и органично, поскольку своя личность и окружающий мир воспринимаются целостно и одинаково ценно.
Для бескорыстия нет сравнения, что было бы лучше – съесть ужин или помочь другу в гараже, и если друг звонит, то нужно просто выйти. Следование просьбам окружающего мира становится захватывающим приключением в понимании, что все мы с этим миром едины, и работающий мотоцикл друга равен съеденному ужину (по крайней мере, по восполнению энергией, а духовная она или материальная является вопросом переработки). Такой уровень бескорыстного поведения обычно достигается прохождением длительного духовного пути или глубокого кризиса, но некоторые просто рождаются с подобным мироощущением, где служение другим, без ожидания награды воспринимается, как наивысшая свобода проявления силы собственного духа.
Действовать бескорыстно можно на многих уровнях: от нежелания действовать в ущерб другим, до сознательного действия в направлении улучшения жизни другого. Бескорыстно совершить поступок, значит совершить его на грани самоотречения, забыв о выгодах, но чувствуя при этом радость от свободы собственной личности. Постоянная необходимость в материальных благах накладывает множество ограничений, также как и полученные психологические травмы заставляют людей действовать в рамках одинаковых сценариев, чтобы получить недополученное, а бескорыстный поступок дарит пьянящее ощущение свободы выхода за эти ограничения.
Бескорыстие это любовь, без надежды на взаимность, дружба с тем, кто слабее и не сможет помочь, совершение добра тем, кто продолжает отвечать злом или просто никак не возвращается. Бескорыстие это вежливость в ответ на хамство, это помощь людям в трудных ситуациях (знакомым и прохожим), это отказ от восхвалений и даров за свои действия.
И если возникает интерес и желание развить в себе это качество, то достаточно каждый день смотреть на людей, задаваясь вопросом, что можно сделать, чтобы этот человек стал счастлив. Пробуйте маленькие вещи, возможно, не сразу делать прямо счастливым, а начать с того, чтобы помочь сейчас улыбнуться или облегчить страдания. Может оказаться, что не требуется многого – кого-то нужно обнять, а кому-то отдать свою куртку, но важно следить не логическим взглядом эксперта, проводящего инвентаризацию чужой жизни (так вы рискуете давать людям свои проекции), а постараться почувствовать чего не хватает человеку на самом деле. Секрет – если вы угадали, то глаза человека засветятся счастьем.
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ – ДРУЖБА
О психологии отношений: Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
(из Википедии)
Как часто сегодня мы произносим – «мой друг», «моя подруга»? Задумываемся ли, что означают эти слова? Существуют ли между взрослыми людьми такие отношения, как настоящая дружба? Психология отношений больше интересуется межполовыми взаимоотношениями и взаимодействием людей в коллективах, упуская такую важную область – отношения в дружбе.
В детстве самым страшным проклятием было – «я с тобой больше не дружу!». Это было равносильно изгнанию из общества. Ведь в детстве друзья – и есть наше общество, модель взрослой жизни, отработка жизненных сценариев. Вот Васька-хулиган, он главный заводила во дворе – с ним все хотят дружить. А с этим тихим очкариком никто не дружит, странный он какой-то, даже имени его никто не помнит.
Мы выросли. Наши друзья разъехались по разным городам и странам, обзавелись семьями, полезными знакомствами. Что же стало с дружбой? Неужели дружеские отношения между людьми превратились в «сто друзей в социальных сетях»?
В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
(Монтень М.)
Сколько бы ни воспевали крепкую дружбу, каждый воспринимает это понятие по-своему. Более того, у каждого человека складываются свои «дружеские отношения» с людьми.
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ — ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Как бы ни развивалось общество, какие бы высокие технологии ни изобретались, психическая природа человека остается неизменной в своем корне. Эта неизменность определяет точно такое же соотношение людей с различными свойствами психики в современном мегаполисе, как и в первобытной саванне. Эти свойства задают и особенности дружбы.
Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.
(Бенджамин Франклин)
Знаете таких замечательных ребят, которые дружат со школы или даже с детского сада? В детстве они редко бегали с остальными детьми, чаще их можно было застать на рыбалке. Они собирались вместе что-нибудь мастерить или посмотреть футбол. А теперь, когда они стали взрослыми, так же собираются вместе в гараже, на матчах любимой спортивной команды или просто пивка в баньке попить.
Это представители анального вектора. Среди нас их 20%. Именно эти ребята, как поется в песне, все делят пополам, по-честному – «и хлеба горбушку», и вину на двоих поровну.
Обладая несколько ригидной психикой, анальные и мужчины, и женщины с трудом привыкают ко всему новому, зато как никто иной умеют сохранять традиции. И, конечно же, умеют долгие годы хранить дружбу!
Их дружбу более правильно назвать «братством», настолько крепки и длительны их отношения.
Все должно быть общим между друзьями.
(Еврипид)
Представители мышечного вектора — самая многочисленная группа. Мышечники никогда не мыслят категорией «я». Все их мироощущение построено на «мы». Весь мир у мышечного человека разделен по территориальному признаку на «мы — свои» и «они — чужие»: наш двор — чужой двор, наша улица — чужая улица.
Мышечники абсолютно ведомы и строго подчиняются традиции. Их отношения будут строиться, как принято, как научили. «Куда все, туда и я!» — друг-мышечник непривередлив в выборе занятия, хоть и предпочитает физический труд. Главное, чтобы компания друзей не оказалась «дурной компанией».
То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.
(Ларошфуко)
Выгодные знакомства просто обожают представители кожного вектора. Даже не просто предпочитают — они иначе не мыслят. «У меня влиятельные друзья», «С ним надо дружить» — часто можно слышать от кожника. Система мышления кожника основана на экономии, выгоде и логике. Ни за что не станет кожник тратить время на другого человека, если не видит в этом какой-либо выгоды.
Два кожника всегда «подружатся» на общей идее обоюдной пользы. А вот с анальником у них дружбы не выйдет. Анальник будет подозревать кожника, и вполне обоснованно, в приспособленчестве, а его излишняя суетливость будет нервировать. Кожника будет раздражать анальная медлительность и страсть к перфекционизму. Зато между людьми с кожным и анальным вектором противоположного пола могут сложиться отношения, основанные на ином влечении, но никак не крепкая дружба.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!
(Пушкин А. С.)
В этой статье мы рассмотрели понятие дружбы с точки зрения только нескольких нижних векторов. Векторов, которые «отвечают» за время и пространство.
Так же сознательно мы «упустили» уретральный вектор. Уретральник – или вождь, ведущий за собой стаю покорять будущее, или волк-одиночка. Это тот самый Васька-хулиган, с которым все хотят дружить, даже если мама не разрешает. Рядом с ним любой член стаи чувствует себя под защитой. В данном случае речь не идет о дружбе.
Но в следующий раз, мы затронем тему невероятной красоты и сумасшедшего накала эмоциональных связей и духовной близости.
Написано с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Янина Буракова
Сегодня мы поговорим о примерном поведении и не очень. И сделаем это на примере шимпанзе бонобо и бабуинов. Оказалось, что первые выручают своего собрата без всякой выгоды для себя. Для бабуинов добрых слов сегодня не нашлось: исследователи изучили их новую (и весьма умелую) тактику воровства.
Начнём с положительного примера. Исследователи задались вопросом: являются ли люди единственными существами, способными помочь другим представителям своего вида, которых они не знают? Ингжи Тан (Jingzhi Tan) из Университета Дьюка считает, что такое поведение характерно не только для нас.
Учёный выяснил, что дикие бонобо вполне могут выручить товарища, даже если они не знают друг друга.
Ранее исследователи уже выяснили, что шимпанзе бонобо разделят пищу с незнакомцем. Новое же исследование раскрыло и другие детали доброты животных.
В одном эксперименте 16 разных бонобо «пригласили» пройти в одну из двух смежных комнат, раздёленных забором. В ещё одной комнате (куда они попасть не могли) на веревке висело яблоко. По закону подлости, видеть яблоко они могли, а вот схватить его им не удавалось.
Однако шимпанзе могли взобраться на забор и отодвинуть крючок, державший верёвку. В результате яблоко падало на пол в другую комнату.
Оказалось, что бонобо в четыре раза чаще скидывали яблоко, если в другой комнате находилась незнакомая им обезьяна (то есть она и могла съесть яблоко), чем когда комната пустовала. Животные делали это даже без просьб о помощи (незнакомцы могли вовсе и не подавать никаких сигналов).
В другом эксперименте 21 бонобо смотрели видео с членами их группы и с незнакомыми животными из зоопарка Колумбус в США. В обоих случаях, когда обезьяны на видео зевали, и бонобо начинали зевать.
Специалисты говорят, что такое поведение демонстрируют базовую форму эмпатии, известную как «эмоциональное заражение».
Так почему же бонобо заботятся друг о друге? По мнению Тана, желание нравиться незнакомцам, скорее всего, развивается в тех видах, где выгода от сотрудничества с сородичами перевешивает издержки.
Теперь поговорим о хулиганах. Большинство жителей города прекрасно знают о необходимости остерегаться карманников, у многих даже есть свои собственные наработанные годами методы защиты. Теперь жителям Кейптауна в ЮАР необходимо беспокоиться о совершенно других преступниках – бабуинах.
Люди полагают, что у бабуинов нет достаточного количества пищи в их естественной среде обитания, но это не так.
Не секрет, что бабуины не отличаются примерным поведением, очень часто среди них можно встретить даже клептоманов. Теперь же учёные выяснили, что бабуины в Кейптауне используют особую тактику «сидеть и ждать» до того, как начать громить дом человека в поисках еды.
Специалисты из Университета в Суонси провели исследование с участием бабуинов (на них были надеты ошейники для определения местонахождения).
«Бабуины, совершающие набеги, являются реальной проблемой Капского полуострова», — говорит один из авторов исследования профессор Джастин О’Райан (Justin O’Riain), директор Института общин и дикой природы Африки при Кейптаунском университете. По его словам, эти животные совершают набеги на сады и мусорные ящики, они также лазают в дома, а иногда просто берут пищу прямо у людей.
«Люди полагают, что у бабуинов нет достаточного количества пищи в их естественной среде обитания, и поэтому у животных просто нет выбора, они стараются найти еду в городе», — говорит ведущий автор исследования доктор Гаэль Фехлманн (Gaëlle Fehlmann) из Университета в Суонси.
Но на самом деле, говорит учёный, исследование показывает, что это не так. У бабуинов достаточно пищи и в их среде, где низка вероятность того, что их кто-то побеспокоит. «И напротив, шансы возникновения конфликтов между бабуинами и людьми высоки в городской среде, но и пищевая награда здесь в десять раз богаче с точки зрения калорий», — добавляет Фехлманн.
Данные, полученные благодаря ошейникам, показали, что самцы бабуинов останавливаются у черты города и участвуют в небольших набегах на жителей. И их излюбленная тактика – сидеть и ждать. Иными словами, они сидят у черты города, а как только появляется возможность, пробираются в город и лакомятся добычей.
Исследователи также выявили повышенный уровень активности, когда возрастала вероятность быть пойманным.
«Наши результаты являются однозначным доказательством исключительной поведенческой гибкости у этих бабуинов», — говорит Фехлманн.
Данные также показали, как животные справляются с экологическими изменениями, такими как рост городов.
Оба исследования представлены в научном издании Scientific Reports: первое и второе.
Бонобо бескорыстно помогают незнакомцам
Ксенофилия — это предрасположенность и доверие к незнакомцам, понятие, противоположное ксенофобии. Человек проявляет ксенофилию, например, когда придерживает дверь в метро перед следующим пассажиром. Доверие делает возможным накопление и приумножение знаний и сотрудничество внутри человеческого общества.
По одной из гипотез, ксенофилия появляется у тех видов, у которых дружить с незнакомцами выгоднее, чем бояться их, а возможные выгоды от сотрудничества перевешивают риск нарваться на неприятности. Чтобы проверить гипотезу и понять, как ксенофилия развилась у человека, американские исследователи изучали социальное поведение бонобо. Бонобо, или карликовый шимпанзе, — ближайший родственник шимпанзе и человека. Хотя обычный шимпанзе и бонобо очень похожи, у них есть и важные различия, причем не только во внешности. Шимпанзе больше, чем бонобо, склонны к разрешению конфликтов силовым путем, ведут себя агрессивно, а их общество основано на патриархате. У бонобо все наоборот: они не агрессивны, конфликты разрешают через секс, а в их обществе самки главнее.
Изображение: Jingzhi Tan et al., 2017
Ученые сажали поочередно 16 обезьян в высокую клетку, рядом с которой стояла клетка пониже с незнакомой обезьяной. Над второй клеткой на веревке висела еда, но веревка была прикреплена к потолку так, чтобы бонобо снизу не мог дотянуться до еды. Зато первый бонобо, из высокой клетки, мог помочь соседу — просунуть руку между прутьев и отцепить веревку, чтобы еда упала в соседнюю клетку. При этом еда никак не могла достаться самому благодетелю. Оказалось, что бонобо отцепляли веревку с едой вчетверо чаще, если в соседней клетке сидела другая обезьяна, хоть и незнакомая.
Ученые провели еще один эксперимент, чтобы увериться в том, что бонобо способны к ксенофилии, используя как маркер этой способности заражение зеванием. Они показывали обезьянам видеозаписи, на которых зевали другие бонобо — как знакомые, так и нет. Оказалось, что бонобо зевали в полтора раза чаще, если видели зевающих обезьян на видео, неважно, знакомых или нет. Как пишут ученые, обычные шимпанзе в таком же эксперименте на зевки незнакомцев не реагируют.
Авторы исследования сделали вывод, что гипотеза верна и человек, как и бонобо, развил способность к ксенофилии потому, что сравнительно низкая агрессивность обоих видов позволяет получать выгоду из взаимного доверия, которая перевешивает издержки. Осталось невыясненным, унаследовали ли люди способность к ксенофилии от общих с бонобо предков или развили самостоятельно.
Исследование описано в журнале Scientific Reports.
Обезьяны не только кормят своих незадачливых соседей просто так, но и помогают человеку открыть коробочку, даже недоумевая, зачем она ему нужна. Читайте об этом на «Чердаке».
Быть в курсе событий мировой и отечественной науки