Доктор Моррис

Аномия по дюркгейму

Аномия

Социологическое воображение Дюркгейма позволило ему проникнуть в природу социальной патологии. По мысли социолога, любое общество в зависимости от состояния функционирования своих структур может находиться в нормальном или патологическом состоянии. Основная причина социальной патологии — анормальное разделение труда, которое, в свою очередь, ведет к аномии.

Аномия (по Дюркгейму) — болезнь общества, характеризующаяся ценностно-нормативным вакуумом, разрывом в преемственности социальных и культурных норм.

Аномия проявляет себя в функциональной рассогласованности элементов социальной структуры, в конфликтах между поколениями и социальными группами, смешению законного и незаконного, в девиантном поведении, утрате воли к жизни, стремлении убежать от реальности.

Девиация — социальное поведение в виде «объективно данного» отклонения от «нормального», приводящее к разрушению устоявшихся норм и встречающее осуждение со стороны большинства представителей общества или социальной группы.

В политике аномия проявляет себя в смуте, политиканстве, диффузии власти, появлении множества «спасителей» отечества. Дюркгейм указывал на прямую связь аномии и анархии.

Вместе с тем, рассматривая аномию как патологию, вызванную прежде всего анормальным разделением труда, Дюркгейм полагал, что в принципе она поддается лечению. Очевидно, что в обществе с органической солидарностью уже нельзя восстановить единую мораль, тотальное функционирование религии, общие коллективные представления. Но их функциональной альтернативой может стать углубляющееся структурное разделение труда, которое потенциально способно вернуть общество к норме социального здоровья.

Одно из проявлений аномии — самоубийство. Дюркгейм считал, что самоубийство прежде всего зависит от внешних причин — определенных социальных фактов (не психологических!). Используя данные официальной статистики, социолог выявил ряд тенденций: процент самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин; военные чаще совершают самоубийство в сравнении с людьми, имеющими сугубо гражданские профессии; одинокие или разведенные чаще, чем лица, находящиеся в браке; протестанты чаще, чем католики, и т.д. В связи с этим он продолжил метод диагностирования данной социальной патологии с акцентом на то, какие именно по характеру социальные переменные способствуют самоубийству. Он пришел к выводу о том, что эти социальные переменные напрямую связаны:

  • а) с уровнем социальной интеграции: чем больше изоляция индивида от своей социальной группы, тем более он подвержен самоубийству. И наоборот: большая степень интеграции обратно пропорциональна числу самоубийств;
  • б) степенью социальной регуляции.

По двум названным переменным Дюркгейм выделил четыре тина самоубийств:

  • 1) эгоистическое (обусловлено низким уровнем интеграции — разрывом социальных связей в силу тех или иных причин: смерть близких, развод, коллективное бесчувствие). Социальная разобщенность в этих и подобных случаях порождает чувства никчемности, одиночества, бесцельности существования;
  • 2) альтруистическое (обусловлено высоким уровнем интеграции — сверхсильным поглощением индивида социальной группой: самоубийство жены после смерти мужа, добровольный отказ капитана корабля, потерпевшего бедствие, от спасения своей жизни и т.д.);
  • 3) аномическое (получает распространение, когда в обществе низка степень социальной регуляции: возникает рассогласованность ценностного мира, которая, как правило, приводит к социальной дезинтеграции). Этому неизбежно способствуют социальная изоляция и как следствие — рост числа самоубийств;
  • 4) фаталистическое самоубийство возникает, когда со стороны группы исходит высокая степень социальной регуляции в виде избыточного контроля, выражающегося в строгой регламентации личной жизни. Для некоторых индивидов это может стать невыносимым.

Подчеркнем, во всех случаях социолог диагностировал конкретные социальные факты, способствующие самоубийству. По его мнению, высокий уровень самоубийств — объективный показатель болезни общества и, напротив, низкий — свидетельствует о социальном счастье его членов.

Аномия

Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок, по причине ее несоответствия новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.

Она проявляется в виде следующих нарушений:

  1. Расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения.
  2. Низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения.
  3. Частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.

Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими, определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

Аномия проявляется в различных сферах жизни общества. В настоящее время проводятся исследования проявлений аномии в экономике, политике, семейных отношениях, религии.

Огромную опасность для общества представляет вызванное аномией девиантное поведение. Распространение аномии приводит к увеличению уровня алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступности, разводов и неполных семей.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:734 938 958 4 119
  • ✪ Аномия в современной психологии (рассказывает Елена Левина)
  • ✪ SOCIOLOGY — Émile Durkheim
  • ✪ Социальная психология. Социология и самоубийство по Эмилю Дюркгейму

Субтитры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *