Доктор Моррис

Алалия

Что такое сенсорная алалия

Сенсорная алалия – это такое состояние, когда у человека нормальный слух, но нарушено первоначальное восприятие речи. Патология развивается в связи с тем, что поражаются височные доли, расположенные в левом полушарии головного мозга, еще они именуются центром Вернике.

Малолетние дети, при наличии такого заболевания, никак не воспринимают речевые сигналы либо понимают их в очень ограниченном сегменте. Но вот на звуковые сигналы они реагируют; среди них:

  • шум (шорох, стук, скрип и т. п.);
  • звон, например, битого стекла.

А также такие малыши вполне могут повторять незнакомые слова, но делают они это неосмысленно. Как яркий пример, ситуация ,где ребенку задается вопрос, а он, вместо ответа, повторит ту же последовательность слов, что в вопросе. Главная патология при проявления сенсорной алалии – это нарушения в слухе, именуемом фонематическим. Проще говоря, это отсутствие способности различать звуки, воспроизводимые посредством речи, либо их восприятие в крайне затрудненной форме.

Сенсорная алалия у детей требует своевременного направления к специалистам, которые смогут продиагностировать заболевание и начать лечение.

Диагностикой недуга занимаются такие специалисты, как:

  1. логопед;
  2. психоневролог;
  3. отоларинголог.

Признаки и симптомы заболевания

Сенсорная алалия развивается, если патологически поражены височные доли или область Вернике. Именно эта корковая зона головного мозга отвечает за регуляцию и способность слышать речевые звуки, за восприятие услышанного и распознавание информативного потока. Так что сенсорную алалию отличает нарушение нормального восприятия речи, которую произносят другие люди, а также полное отсутствие способности понять смысл. Но, как правило, слух у таких детей в полном порядке.

Отличают сенсорную разновидность алалии, по характерным формам патологии именно в речевом аспекте, причем в тяжелой форме. Дети, которые поражены такой болезнью, слышать речь, но понять ее они не в состоянии, а также самостоятельно они не могут воспроизвести какие-либо речевые осмысленные звуки. Дети вполне могут жестикулировать и сочетать звуки, но это лишь бессмысленный набор.

Обычно сенсорные алалалики выделяются тем, что они навязчиво повторяют звуки и слога либо пытаются сделать звуковую замену, также они могут неосознанно повторять чужие для них слова. В отдельных случаях специалисты говорят, что они могут объединять словесные отрезки в целое предложение.

У детей с диагнозом сенсорная алалия есть некая особенность – они пытаются активно пытаться вступить в разговор. Но такое воспроизведение голосом складывается только в словесный бурелом, так как несвязанная речь вообще не имеет никакого смысла.

Если у ребенка форма заболевания более легкая, то он в какой-то мере, отчасти и только в рамках определенного контекста, правильно воспринимает речевые сигналы. Порой пациенты могут даже читать по губам. Но тяжелая патология не позволяет ребенку и вовсе воспринимать речь.

У пораженных недугом детей нет способности удерживать внимание, у них абсолютно не устойчивое восприятие слуховое восприятие и движения отличительно хаотичные. Тяжелая патология приводит к тому, что недоразвитая речь резко тормозит процесс запоминания, и психика тоже подвергается нарушениям. Зачастую ребенок остается недоразвитым.

Но так как такое заболевание, как алалия, классифицируется довольно широко, то прежде чем начать лечение, необходимо точно определить, какое именно отклонение присутствует у ребенка.

Лечение сенсорной алалии

Лечение заболевания разрабатывается для каждого пациента в рамках индивидуальной программы, и строится оно на результатах, полученных после проведения лабораторных анализов и на фоне проявления общей симптоматики.

Благоприятный для успешного лечения возраст пациента – это 4 года, потому что именно в этот период происходит познание ребенком окружающего его мира в большей степени. Методики лечения включают в себя такие программы, как:

  • постоянные занятия со специалистом-логопедом;
  • медикаментозное воздействие не недуг;
  • постоянный контроль состояния при динамичной сдаче анализов.

При составлении схемы лечения учитываются все индивидуальные особенности каждого ребенка:

  1. общее функциональное состояние;
  2. возраст пациента;
  3. насколько прогрессирует заболевание.

Перед логопедом ставится задача научить ребенка правильно использовать речевую функцию, применять логику при построении фраз, а также увеличивать словарный запас.

Медикаментозное дублирующее лечение помогает улучшить мозговое кровообращение, тем самым увеличивая снабжение головного мозга необходимыми элементами и веществами.

Специалист по массажу делает ребенку правильный и необходимый массаж лица, что придает тонус мышцам.

Цикл курса физиотерапии помогает уменьшить проявление некоторых симптомов, что облегчает состояние больного ребенка.

В том случае, когда лечение проводится грамотно и в нужное время, то ребенок избавится от патологии, либо же значительно снизится ее проявление. Но самое главное: ребенок сможет полноценно развиваться и социализироваться в обществе на равных правах, не ограниченный обязанностью посещать специальные образовательные учреждения.

Родители, при лечении такого ребенка, должны оказывать ему максимум внимания, поскольку поддержка важных и любимых людей – это качественный стимул. И в таком случае выздоровление идет гораздо быстрее.

Что такое алалия

Алалией называется нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает звуки, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии.

Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причиной заболевания являются:

  • нарушения, возникающие в период внутриутробного развития плода, такие как гипоксия (кислородное голодание), заражение плода инфекцией через кровь матери;
  • состояние, при котором у будущей матери возникает угроза выкидыша, недостаточное поступления в организм плода питательных элементов или интоксикация вредными веществами;
  • наличие у женщины при беременности позднего токсикоза;
  • травмы живота у беременной (при этом возможно возникновение у ребенка повреждений мозга);
  • наличие у будущей мамы гипертонии или сердечной недостаточности;
  • осложненное протекание родов (недоношенность, травматизация, асфиксия, использование акушерских инструментов).

Кроме того, причинами возникновения алалии у детей могут быть заболевания (менингит, энцефалит, краснуха) или травмы головного мозга, возникшие в возрасте до 3 лет. Важную роль играет наследственность и условия, в которых растет и развивается ребенок.

Нарушение активности речевых центров головного мозга может быть последствием перенесенного в раннем возрасте рахита. Такое осложнение может возникнуть при частом заболевании малыша ОРВИ или после продолжительной пневмонии. Способствовать развитию алалии может воздействие наркоза при проведении каких-либо операций.

Конечно же, одну из главных ролей в возникновении у ребенка подобного нарушения развития является неспокойная психологическая обстановка, в которой пребывает беременная женщина. Крайне вредным фактором является курение будущей матери, употребление алкоголя и наркотиков.

Малыш при таком заболевании не является умственно отсталым, но алалия может стать причиной задержки развития интеллекта, а также значительно затрудняет социальную адаптацию, становится причиной неврозов.

Примечание: Алалию иногда путают с афазией. Отличие состоит в том, что алалия – это изначальная неспособность ребенка научиться говорить, а афазия – это состояние, при котором он перестает разговаривать уже после того, как говорил нормально.

Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Видео: Как проявляется алалия

Симптомы алалии различных видов

Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов. Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.

При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.

Различают следующие виды: моторную и сенсорную. Их проявления связаны с возникновением патологий в совершенно разных речевых центрах мозга. Иногда встречается смешанная форма заболевания.

Видео: Что такое сенсомоторная алалия. Методы лечения

Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).

При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:

  1. Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
  2. Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
  3. Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
  4. Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.

При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.

Степени развития

Различают 3 степени развития моторной алалии.

1 степень. Ребенок говорит так, что его понимают только самые близкие люди. При этом они знают, о чем он хочет сказать, понимают его жесты и мимику. Например, 5-летний малыш говорит: «Маина тютю». Это означает «машина поехала». Зачастую он не может выразить словами свои желания, раздражается, если его не понимают.

2 степень. Малыш говорит неотчетливо, но выражает свои мысли так, что окружающие могут его понять. Например, дошкольник показывает на игрушки и говорит: «Кися, мися дась боба?» (кошку и мишку дашь Вове?).

3 степень. Ребенок может говорить предложения, но строит их неправильно. Ему неведомо, как употреблять предлоги, частицы, приставки, но он хорошо понимает, когда его просят показать какой-то предмет или животное на картинке. Такую разновидность алалии не всегда можно распознать на ранней стадии. Родители уверены, что если ребенок их понимает, значит все в порядке, просто он ленится или по-детски «ломает язык». Однако надеяться, что это пройдет с возрастом, не стоит. Нервно-психическое нарушение требует специальной очень кропотливой коррекции.

Как диагностируют алалию такого вида

В случае сомнений в наличии алалии выполняется электроэнцефалография (исследование электрических импульсов, исходящих из различных участков головного мозга), проверяется уровень познаний и навыков маленького человека.

Дополнение: Прежде всего, необходимо убедиться в том, что малыш нормально слышит, что он не страдает тугоухостью.

Сенсорная алалия

Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.

Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии у ребенка ему ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.

При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:

  1. Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
  2. Существование больших проблем с запоминанием слов.
  3. Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
  4. Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра вследствие особенностей работы мозга.
  5. В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.
  6. Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.

Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.

Как отличают моторную алалию от сенсорной

Общим симптомом, по которому родители могут заподозрить у своих детей наличие алалии, является отсутствие заметного прогресса в развитии речи и освоении навыков речевого общения после достижения им 3.5-4 лет.

Основные отличия между различными видами заболевания

Отличительные факторы

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Восприятие речи окружающих

Сохранено

Отсутствует

Возрастное понимание смысла слов

Присутствует

Нарушено, может немного улучшаться, если с больным говорят медленно, он следит за артикуляцией и мимикой говорящего

Эхолалия (однообразное повторение услышанных слов)

Отсутствует

Присутствует

Способность к запоминанию и повторению новых слов

Ограничена

Трудности отсутствуют, однако смысла слов больной не понимает

Потребность к общению и выражению своих пожеланий

Ярко выражена

Отсутствует либо очень затруднена

Лечение и коррекция речевой функции

Прогноз заболевания зависит от того, насколько тяжела форма нарушения мозговой деятельности у ребенка. В обследовании и лечении участвуют педиатр, логопед и невропатолог. Систематические занятия с ребенком врачей и родителей должны быть направлены на расширение словарного запаса и освоение грамматического построением фраз.

Как проводят коррекцию при моторной алалии

Коррекция направлено на развитие моторики и артикуляции, а также расширение запаса слов.

Для этого используются игровые приемы, а также специальные упражнения для улучшения подвижности языка и губ. С ребенком необходимо много разговаривать, причем он должен видеть лицо говорящего и повторять его мимические движения. Необходимо всячески расширять его познания об окружающем мире. Специалисты даже рекомендуют учить 5-летнего малыша читать, так как зрительное восприятие у него лучше, чем слуховое.

Чем раньше диагностируются симптомы патологии, раньше начинается коррекция, тем больше шансов на то, что речь восстановится или хотя бы улучшится.

Видео: Занятия с логопедом при алалии

Принцип лечения сенсорной алалии

Исправить такое нарушение речи очень трудно. Нужна кропотливая работа с больным логопеда и психолога, внимательное и деликатное отношение окружающих. Чем в более легкой форме проявляется недуг, чем раньше начинается грамотное лечение, тем прогноз лучше. Можно научить ребенка употреблять простейшие выражения, необходимые ему в повседневной жизни. При этом он сможет на бытовом уровне общаться с людьми, будет лучше понимать, что происходит вокруг.

В ходе лечения алалии различных видов применяется лазеротерапия и водолечение. Кроме логопедического массажа и занятий с логопедом, используется рефлексотерапия, во время которой производится воздействие слабых электрических импульсов на речевые центры мозга.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Алалия – нервно-психическое заболевание, при котором возникает недоразвитие речи при сохраненном интеллекте и слухе. Алалия возникает при внутриутробном, интранатальном развитии или в раннем детстве в доречевом периоде. Встречается у 0,6-1 % детей дошкольного и младшего школьного возраста, мальчики болеют в два раза чаще. Различают виды нарушения:

  • сенсорная – у ребенка нет понимания речи, но способность произносить слова сохранена;
  • моторная – пациент осознает смысл сказанного, но отсутствует взаимодействие мозга и речевого аппарата;
  • сенсомоторная – смешанная, сочетание обоих типов.

При легкой степени поражения наблюдается небольшое расстройство речи, при тяжелой – полное ее отсутствие, при котором ребенок не разговаривает до 12 лет.

Причины сенсомоторной алалии

Причины, в результате которых речевые центры получили повреждения в ранние периоды развития мозга ребенка:

  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • хронические болезни сердца и легких у матери;
  • резус-конфликт;
  • гестоз, токсикоз;
  • гипертензия, гипотония будущей мамы;
  • плацентарная недостаточность;
  • быстротечные или затяжные роды;
  • родовые травмы черепа;
  • падения беременной, которые привели к травме плода;
  • инструментальное родовспоможение;
  • преэкламсия во время беременности;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • длительная внутриутробная гипоксия;
  • курение, алкоголизм беременной.

К возникновению алалии в детском возрасте могут привести:

  1. менингит;
  2. краснуха;
  3. энцефалит;
  4. черепно-мозговая травма;
  5. гипотрофия центральной нервной системы;
  6. наследственность;
  7. операции под общей анестезией.

Усугубляют первопричины болезни:

  • рахит;
  • пневмония;
  • эндокринопатия;
  • частые ОРВИ;
  • педагогическая запущенность, недостаток общения.

При органических повреждениях головного мозга замедляется созревание нервных клеток. Снижается возбудимость нейронов, замедляются нервные процессы. Клетки мозга истощены, компенсаторные возможности для развития речи ограничены.

Симптомы заболевания

Признаки сенсорно-моторной алалии выявляют у ребенка при достижении им двухлетнего возраста, когда попытки произнести слова заканчиваются неудачей. Если вовремя не начать корректировку и лечение, в подростковом возрасте болезнь усугубится.

У маленьких детей проявляются следующие неврологические симптомы:

  1. неловкие, нескоординированные движения;
  2. нарушение осанки;
  3. леворукость;
  4. бегающие зрачки;
  5. подвисание века одного глаза;
  6. неузнавание предметов наощупь;
  7. неразвитость мелкой моторики;
  8. отсутствие элементарных навыков самообслуживания.

Психологические признаки алалии:

  • нарушены память, мышление, внимание;
  • нервная возбудимость;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность;
  • неумение обобщать и абстрагироваться;
  • инфантилизм, нежелание говорить, излишняя доверчивость, немотивированная агрессия;
  • быстрая утомляемость.

Возникают речевые проблемы:

  1. непонимание чужой речи;
  2. активная реакция на звуки вследствие непонимания слов;
  3. плохое произношение звуков.

Важно. При смешанной форме алалии малыш не говорит и не понимает речь взрослых. Для общения использует жесты и мимику, понимает взрослых по движению губ. Часто патологии сопутствуют физическая неразвитость, ослабленность здоровья.

Диагностировать сенсорно-моторную алалию сложно. Ее можно спутать с глухотой, аутизмом или умственной отсталостью.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия заболевания проводится индивидуально и включает:

  1. психиатрическую помощь;
  2. прием медикаментов;
  3. логопедические упражнения;
  4. физиотерапию.

Раннее начало лечения поможет избежать вторичной умственной отсталости, трудностей с адаптацией в обществе. Самый подходящий возраст – четыре года. В этот период у ребенка просыпается наибольший интерес к происходящему в окружающем мире.

Логопедические методы направлены на:

  • тренировку речи;
  • правильное произношение звуков и слов;
  • обучение построению фраз;
  • расширение словарного запаса.

Врач-логопед обучает родителей логопедическому массажу в домашних условиях. Он помогает расслабить лицо, язык, губы, щеки, улучшает гибкость мышц, размягчает ткани. Корректируется произношение звуков, вырабатывается правильная аритикуляция.

Медикаментозное лечение разрабатывают для каждого пациента с учетом возраста, состояния здоровья и тяжести заболевания. Оно включает в себя:

  1. витамины группы В, особенно, В12 и В15;
  2. ноотропные препараты для улучшения кровообращения мозга;
  3. антиоксиданты, антигипоксанты;
  4. тонизирующие средства;
  5. нейропептиды;
  6. седативные, при повышенной нервной возбудимости.

Физиотерапевтические процедуры, применяемые при лечении алалии:

  • электрофонофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • водолечение;
  • ДМВ – воздействие дециметровыми волнами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *