Доктор Моррис

Акробатика упражнения

Технологическая карта для учащихся 8-х классов

в доступной форме объяснять правила выполнения стойки на лопатках, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.

Метапредметные:

познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником;

регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяю готовность обучающихся к уроку, озвучиваю тему и цель урока; создаю эмоциональный настрой на изучение и повторение материала.

Построение; приветствие. Настрою детей на работу.

Слушают
и обсуждают тему урока.

Ставят цель и задачи на урок.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие , правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний

Вопрос. Ребята, какие элементы акробатических упражнений Вы знаете?

-Молодцы ребята.

— Сегодня мы будем с вами изучать кувырок назад и совершенствовать стойку на лопатках.

Беседа по теме: «Что такое гибкость». Объясняет, что такое гибкость и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.

Повторение правила Т/Б на уроках акробатики.

Выполнение команд.

Комплекс ОРУ со скакалкой. (Приложение №1)

ОРУ на гимнастической стенке. (Приложение№2)

Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!»

* выполнение строевых упражнений ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках

( спина прямая).

* на пятках ( спина прямая)

* бег в равномерном темпе

Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

Выполняют беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, за хлёст голени, прыжки на правой и левой ноге, прыжки в полном приседе, правым и левым боком приставные шаги.

Выполняют упражнения.

Выполняют упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником перекаты, кувырок вперед и назад, стойка на лопатках.

Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

IV. Изучение нового материала.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду построиться возле матов.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду построиться возле матов.

Разделение класса на 3 подгруппы.

Назначение страхующих.

Проводит подготовительные упражнения:

-перекаты;

-кувырок вперед;

-кувырок назад;

-стойка на лопатках. ( Приложение №3)

(Повторить 4–6 раз.)

Обратить внимание на положение головы.

Выполнение элемента со страховкой.

Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

V. Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД.

Помогаю учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирую технику безопасности, страховку, самостраховку. Выявляю типичные ошибки.

Из И.П. – лёжа на спине

1 – группировка

2 — раскрыться

И.п – группировка сидя – перекатом назад – вперёд в упор присев.

И.п. – упор присев

1 – перекатом назад – стойка на лопатках

2 – и.п.

Ориентировать учащихся на согласованность действий при выполнении кувырков.

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

Познавательные: восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники выполнения стойки на лопатках.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера.

VI. Первичное осмысление и закрепление

Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Объясняет правила выполнения диафрагмального дыхания.

Проводит дыхательные упражнения

Выполняют упражнения.

Выполняют дыхательные упражнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера.

VII. Рефлексия.

Итоги урока.

Игра на внимание «Класс смирно!»

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

— Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

Обобщить полученные на уроке сведения. Проводит беседу по вопросам:

— Чему новому Вы сегодня научились?

– Какие упражнения для развития гибкости вы знаете?

– Как правильно выполнить диафрагмальное дыхание?

/отвечают по поднятой руке/

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание. Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание

Выполняют игру.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Приложение 1

Комплекс ОРУ со скакалкой

  1. И. п. — стойка на коленях, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1 — натягивая скакалку, руки вверх, левую ногу в сторону на носок;2-3 — пружинящие наклоны влево;4 — и. п.; 5-8 — то же вправо.

  2. И. п. — о. с, скакалка спереди. 1-8 — четыре прыжка на двух с вращением скакалки назад. Прыжки закончить в положении скакалки сзади;9-16 — шаги на месте;17-32 — то же, прыжки с вращением скакалки вперед.

Приложение 2

Комплекс ОРУ на гимнастической стенке

Приложение 3

Перекаты

Из положения сидя, в группировке перекаты назад, вперед на спине, не останавливаясь, повторить несколько раз, вернуться в и.п.; то же из упора присев, перекат назад, вернуться в упор присев; то же из упора присев, перекат назад, вернуться в о.с.; то же, перекат выполнить до касания мата плечами, вернуться в упор присев; перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе; лежа на животе прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнять перекат вперед, и разгибая их, перекат назад.

При освоении переката вперед учащийся должен знать следующие правила:

  1. при перекате назад потеря группировки и падение на спину;

  2. слабое отталкивание ногами для сохранения группировки;

  3. в положении на спине ноги не прижаты к груди;

  4. отсутствие «круглой» спины.

Кувырок вперед

Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2); сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4); выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6).

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Кувырок назад

Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3); разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5).

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Стойка на лопатках

  1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги, стойка на лопатках согнув ноги.

  2. Из упора присев перекатом назад, стойка на лопатках, держать.

  3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.

  4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.

При освоении стойки на лопатках назад учащийся должен знать следующие правила:

  1. при перекате назад опускание на прямую спину;

  2. локти ставятся на мат раньше, чем закончен перекат, локти широко разведены;

  3. кисти расположены ближе к пояснице, как следствие локти разведены, нарушается вертикальное положение туловища.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр детского творчества»

(МУ ДО «ЦДТ»)

«ЧЕЛЯДЬЛЦН ТВОРЧЕСТВО ШЦРИН»

СОДТЦД ТЦДЦМЛУН СЕТАН МУНИЦИПАЛЬНЦЙ УЧРЕЖДЕНИЕ

(«ЧТШ» СТС МУ)

Принята педсоветом.

Протокол №5

от 02.09. 2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор МУ ДО «ЦДТ»

02.09.2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа

«Спортивная акробатика.

Парно-групповые упражнения»

Направленность — физкультурно-спортивная

Возраст учащихся — 10-18 лет

Срок реализации –1 год

Составители:

педагоги дополнительного образования

,

Сыктывкар, 2014

Пояснительная записка

Концепция программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивная акробатика. Парно-групповыеупражнения» клуба «Королева риска» имеет физкультурно-спортивную направленность и предусматривает обучение следующим дисциплинам:

    парные упражнения (женские, мужские, смешанные); групповые упражнения (женские, мужские); акробатические прыжки; хореография; атлетическая подготовка.

Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Слово «акробат» произошло от греческого слова «акробате-с» — «поднимающийся вверх». Занятия акробатикой оказывают разностороннее воздействие на организм учащихся, способствуют общему физическому развитию, воспитанию смелости и решительности. Акробатические упражнения развивают силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве и являются отличным средством тренировки вестибулярного аппарата. Благодаря занятиям акробатикой обучающиеся углубляют свои знания по физической культуре, развивают свои способности, добиваются высоких спортивных результатов (КМС, МС), приобретают навыки инструкторской работы и в дальнейшем могут продолжать обучение на физкультурном отделении педагогического колледжа, в КГПИ, СГУ и др.

Несмотря на многовековую историю, акробатика не потеряла своей актуальности и сейчас. С каждым годом она завоёвывает все большую популярность среди учащихся, так как несет в себе мощный заряд экстрима, риска в сочетании с силой, пластикой и музыкой.

Спортивная акробатика — это коллективный вид спорта, поэтому занятия воспитывают не только волю, настойчивость, целеустремленность, но и ответственность друг за друга, чувство команды, коммуникабельность, доброжелательность. Эти качества способствуют успешной социальной адаптации учащихся в любом коллективе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивная акробатика. Парно-групповые упражнения» предназначена для обучения детей в группах предпрофильной подготовки и спортивной специализации, занимающихся по 1 взрослому разряду и разрядам КМС и МС. Занимающиеся по этой программе имеют определенную физическую и техническую подготовку в акробатике. Работа над парно — групповыми упражнениями расширяет возможности спортсменов проявлять свои способности в коллективной работе, способствует формированию коммуникативных навыков, воспитывает чувство ответственности. В групповых упражнениях необходимо выполнять движения с единой амплитудой, высотой, длительностью, темпом. Синхронность, согласованность, четкость и слитность — вот основные слагаемые успешного выступления в парно-групповых упражнениях.

Важнейшей составляющей успеха в достижении высокого спортивного результата в спортивной акробатике является подбор партнеров (верхнего и нижнего) по возрастным, антропометрическим, физическим данным, по складу характера. Разница в возрасте между партнерами не должна превышать 6 лет.

В зависимости от возрастной категории сборная команда по парно-групповым упражнениям работает согласно классификационным требованиям международной федерации акробатики и правилам соревнований.

Актуальность и новизна программы.

Программа актуальна, потому что позволяет группе спортсменов наиболее эффективно реализовать свои возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата через участие в показательных выступлениях на спортивных и концертных площадках, соревнованиях в групповых упражнениях. В связи с этим программа предусматривает различные стороны обучения школьников данному виду спорта, такие как: получение общих понятий (знание правил, обучение технической подготовке), а так же — углублённая, серьезная, спортивная деятельность на уровне допрофессиональной подготовки. Это дает возможность наиболее работоспособным и талантливым обучающимся продолжить спортивную деятельность в более профессиональных коллективах, приобрести теоретические и практические знанияв качестве судьи по спортивной акробатике. А желающим получить спортивное образование — продолжить обучение в спортивных ВУЗах. На занятиях учащиеся совершенствуют свое спортивное мастерство, а затем становятся помощниками педагога в работе с начинающими спортсменами, помогая им подниматься вершинам успеха.

Программа является модифицированной. Она составлена на основе дополнительной образовательной программы клуба акробатики «Королева риска» и классификационной программыпо спортивной акробатике. Выполнение программы рассчитано на 1 учебный год.

Цель программы:развитие и совершенствование творческих способностей, формирования двигательных умений и навыков, психических процессов с учетом индивидуальных возможностей детей средствами акробатики через работу в парно–групповых упражнениях.

Задачи:

    дальнейшая всесторонняя общая и специальная физическая подготовка; воспитание профессионального отношения к избранному виду деятельности; совершенствование техники выполнения акробатических элементов с повышением требований к качеству, разнообразию и чистоте выполнения акробатических элементов; развитие творческой самостоятельностив составлении обязательной и произвольной программы по классификационной программе 1 разряда, КМС, МС. приобретение навыков судейской и инструкторской практики.

Организационно-педагогические основы обучения

Зачисление в группу по программе «Парно-групповая акробатика» осуществляетсяпосле завершения основного 5-летнего цикла по программе «Спортивная акробатика»в конце учебного года, по результатамвыполнения контрольных нормативов по ОФП, СФП и разрядным нормативам. Наиболее одаренные и хорошо подготовленные дети ГСС и ГППмогут быть переведены в группу «Парно-групповая акробатика» в течение учебного года по решению тренера и согласованию с родителями и заведующей клуба.

Продолжительность 1 часа занятий с учетомСанПиН 2.4.4.1251-03, а также специфики спортивной акробатики, составляет45 минут.

В группах по программе «Парно-групповая акробатика» занимаются талантливые дети, хорошо подготовленные физически и психологически, по программам высших спортивных разрядов: 1 разряд, КМС, МС. Выполнение акробатических элементов по этим разрядам связано с высокой степенью сложности и риском, поэтому требуется постоянная страховка со стороны тренера. В связи с этим в учебный процесс групп вводятся занятия по подгруппам (3-4 чел.) с целью исключения травматизма, здоровьесбережения и индивидуального подхода к обучающимся: 2 раза в неделю по 2 часа.

Распределение учебных часов в неделю и наполняемость учебнойгруппы.

Таблица1

Группа

Год обучения

Кол-во детей в группе

Кол-во часов

Кол-во часов в год

Критерии зачисления в группу

«Парно – групповая акробатика»

6 и более

Разрядные нормативы

I взр. р.,

КМС, МС.

Хореографическая подготовка ведется педагогом — хореографом.

В спортивном клубе акробатики основной формой учебных занятий является групповое учебно-тренировочное занятие. Также применяются такие формы занятий, как, конкурс, игра, соревнование, показательные выступления, творческий отчет, экскурсии, походы.

Ожидаемые результаты и методика подведения итогов образовательного процесса.

В соответствии с целями и задачами, прогнозируемые результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Группа

Ожидаемые результаты

Виды зачетных мероприятий

«Парно – групповая акробатика»

    Применяет психологическую подготовку и творческие способности при составлении произвольной программы; знает технику парно-групповых упражнений и терминологию акробатики; знает о влиянии физических упражнений на организм человека; обучен основным приемам оказания первой медицинской помощи; выполняет парно-групповые упражнения по программе 1 разряда, КМС, МС; обладает опытом показательных, сценических выступлений и соревновательным опытом.

Показательные выступления, конкурсы.

Инструкторская практика в группах НП, судейская практика.

Собеседование;

Соревнования различного уровня;

показательные выступления.

Наблюдение

Для осуществления педконтроля за качеством освоения образовательной программы используются такие формы, как: педагогическое наблюдение, сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП, тесты, показательные выступления, отчетные концерты, конкурсы, спортивные праздники, соревнования различного уровня – внутри группы, районные, зональные, общероссийские.

Соревнования являются основной формой проверки уровня подготовленности занимающихся и играют большую роль в повышении спортивной квалификации акробатов. Соревнования оживляют, активизируют занимающихся, повышают их работоспособность и интерес к занятиям. Хорошая организация и четкость проведения соревнований любого масштаба имеют большое воспитательное значение для участников и для зрителей. Чтобы достигнуть высоких спортивных результатов, акробат должен проявить смелость, решительность, силу воли, настойчивость в достижении цели, чувство коллективизма, дисциплинированность.

С целью развития творческих способностей, воспитания волевых качеств, накопления соревновательного опыта акробаты принимают участие в показательных выступлениях (ПВ) на школьных спортивных вечерах, в концертных программах (критерии оценивания ПВ даны в УМК).

После завершения обучения, по программе спортивного клуба акробатики «Королева риска», проводится итоговый педагогический контроль в форме показательных выступлений на отчетном концерте и участия в соревнованиях по программам: 1 взрослого разряда, КМС, МС. На основе участия в соревнованиях, и участии в проведении тренировочного процесса, после завершения обучения по программе, выпускники получают квалификационные книжки спортсмена, удостоверение «инструктор по спорту».

Учащиеся, завершившие цикл обучения по программе «Парно – групповая акробатика», могут продолжать занятия в группе повторно; могут быть зачислены в группу предпрофильной подготовки или спортивной специализации. Выпускники спортивного клуба акробатики «Королева риска», могут продолжить обучение по профилю деятельности на физкультурных отделениях КГПИ, СГУ, педколледжа г. Сыктывкара.

II. Учебно-тематический план

Ш7е98

Наименование тем программы

Количество часов

ТЕОРИЯ

Вводное занятие

Теоретическая и психологическая подготовка

II. ПРАКТИКА

Общая физическая и атлетическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Хореографическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Соревновательная и концертная деятельность

Педагогический контроль

Итоговое занятие

ИТОГО:

III. Содержание программного материала

I. Теория

1. 1. Вводное занятие – 2 час.

Результаты летней самоподготовки. Целеполагание на учебный год. Значение самоконтроля и взаимоконтроля. Сознательное отношение к занятиям, выступлениям, соревнованиям.

Техника безопасности на тренировках и соревнованиях. Профилактика травматизма. Требования, предъявляемые к страховке. Пояса для страховки. ПДД.

1.2. Теоретическая и психологическая подготовка – 4 часа.

Краткий обзор возникновения и развития акробатики.

Режим спортсмена. Цикличность тренировочного процесса(подготовительный, соревновательный и переходный периоды). Вред курения, наркотиков, алкоголя.

Использования естественных факторов природы в целях укрепления здоровья и закаливания.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Терминология акробатики.

Правила соревнований.

II. Практика

2.1. Общая физическая и атлетическая подготовка – 36 часов.

    Строевые упражнения: ходьба, бег челночный, бег спиной

вперед, прыжки на двух ногах, в приседе, из приседа, в группировке;

    Общеразвивающие упражнения на гибкость, укрепление мышечного корсета; Бег на короткие дистанции, кросс; Плавание в каникулярное время Ходьба на лыжах в каникулярное время Спортивные игры с мячом (волейбол, футбол) Лазание по канату без помощи ног
    Основная гимнастика; Общеразвивающие упражнения; Упражнения на гибкость и растяжку; Упражнения на осанку; Упражнения на гимнастических снарядах: трапеция, прыжки через «козла», «коня».

2.2. Специальная техническая подготовка (СФП) – 45 часов.

Прыжки на батуте:

    повороты на 360, 540 градусов в различных плоскостях

комбинации из 4-5 элементов;

Прыжки с баллона

Прыжки с подкидных снарядов

(мостик, трамплин, «минибатут»)

    «сальто» вперед с разбега;

Упражнения на тренажерах

    Изучение и совершенствование различных подготовительных упражнений, способствующих освоению новых элементов; Упражнения на развитие вестибулярного аппарата: вращение на носке на 360 градусов, 540 градусов, прыжки с поворотами на 180 градусов 5-6 раз в темпе; Выполнение акробатических прыжков с трамплина; Прыжки на батуте: в сед и на ноги, с поворотами на 180 и 360 градусов в вертикальной и горизонтальной плоскостях; прыжки на спину, поворот на 360 и встать, сальто вперед, назад; два сальто подряд; Темповые броски партнера: в плечах(для парных и групповых видов); Упражнения с тренажерами(стояки, балансирования предметов).

2.3. Техническая подготовка – 32часа.

Акробатические прыжки на дорожке с разбега:

Акробатические упражнения (малая акробатика):

Упражнения на гибкость:

    Перекидка вперед — назад со сменой ног; Перекидка вперед — назад в шпагат; Перекидка вперед с предплечий в шпагат;

Упражнения на равновесие:

    стойка на руках с поворотом на 180, 360 градусов, в кувырок; в шпагат, в перекидку; стойка на предплечьях ноги вместе, в полушпагате, в шпагате,

прогнувшись(мексиканка);

    стойка на локте(крокодил); равновесие на одной ноге (затяжка одной, двумя руками), фронтальное.

Упражнения на силу

    «угол» ноги врозь, ноги вместе из «угла» в стойку на полу и на специалном тренажере из «шпагата» в стойку на руках — кувырок вперед или перекидка вперед из стойки на руках опуститься в «угол» ноги врозь, ноги вместе «угол» — стойка на руках -«угол» (силой, на полу и спец. тренажере) стойка на руках — «крокодил» на полу и спец. тренажере Парно — групповые упражнения по программам первого разряда, кандидатов в Мастера спорта, мастеров спорта по квалификационным

программам Федерации спортивной Акробатике России за 2006 — 2010 г. г.

2.4. Хореографическая подготовка — 9 часов.

    «Батманы» (махи, в т. ч. высокие); Прыжки на месте, с продвижением вперед-назад-в сторону; Прыжки с поворотами на 180, 360 градусов; Хореографические прыжки: в шаге, разножка, кольцом; Специальные упражнения для согласования движений с музыкой (этюды); Разучивание обязательных и произвольных композиций под музыку; Позиции ног, рук у станка. Комплексы у станка. Приседания, выпады, седы(на пятках, сед углом, поднимание и опускание ног в седе); Повороты на двух и на одной ноге, повороты в упоре на одном колене. Танцевальные шаги. Приставной и переменный шаг, шаг «галопа» во всех направлениях, шаг «полька», скрестный шаг в сторону. Сочетание шагов в танцевальных комбинациях.

2.5. Инструкторская и судейская практика — 4 часа.

    Помощь начинающим спортсменам при изучении различных упражнений. Помощь педагогам в организации и проведении соревнований. Проведение мастер-классов, спортивных праздников.

2.6. Соревновательная и концертная деятельность -4 часа.

    Участие в районном турнире по спортивной акробатике памяти . Кубковые и матчевые встречигородов России. Первенство СЗФО РФ (по программе 1 разряда, КМС, МС). Участие в показательных выступлениях на различных соревнованиях, спортивных праздниках, творческих отчетах.

2.7.Педконтроль– 4часа.

    Входящая диагностика –тесты по ОФП и СФП; Промежуточный контроль – показательные выступления и концерт клуба акробатики; Итоговый контроль – участие в соревнованиях различного уровня; тесты по ОФП и СФП.

2.8.Итоговое занятие — 2 часа.

Обсуждение итогов учебного года, самоанализ учащимися своих спортивных результатов. Личные творческие достижения учащихся. Награждение. Составление плана самоподготовки на лето.

Условия реализации программы

4.1. Материально-техническое обеспечение.

Для успешного проведения учебно-тренировочного процесса по акробатике необходимы: специально оборудованный спортивный зал, вспомогательные помещения, специальный инвентарь. В клубе акробатики «Королева риска» предусмотрены следующие специальные помещения для занятий:

    спортивный зал, расположенный на первом этаже, пол палубного типа, в зале находятся приборы водяного отопления. Температура сохраняется в пределах +180 +200С. Влажность воздуха в пределах 50-60%. Окна располагаются вдоль стен. Световая площадь окон около 1/2 площади пола.

В спортивном зале оборудованы:

    ковер (место для обще развивающих и вольных упражнений, для акробатических прыжков), подвесные снаряды (канаты, перекладина, страховочный пояс), гимнастические стенки, лестницы, переносные снаряды (конь, козёл, трамплин, мостик, баллон), маты, место для прыжков (батуты) скамейки для отдыха,

При спортивном зале предусмотрены вспомогательные помещения:

    преподавательская (инструкторская), раздевалки (мужская и женская) туалетная комната.

4.2. Методическое обеспечение.

4.2.1. Информационно-методическое обеспечение

1.Методическая литература:

1. 1. Акробатика. Правила соревнований.- М.: Физкультура и спорт, 1984.

1.2. Акробатика.- Л.: Учпедгиз, 1962.

1.3. Современные основы спортивной тренировки.- М.:

Физкультура и спорт, 1970.

2. Периодическая литература:

2.1. Журналы «Дополнительное образование»-5 шт.

2.2.Журналы «Физкультура и спорт»- 3 комплекта

3.Комплект диагностических и контрольных нормативов по ОФП и СФП — 1 комп/

4. Методические разработки:

— «Питание и режим спортсмена. Личная гигиена спортсмена»;

— «Спортивные игры»;

— сценарии коллективных спортивных праздников – 3 шт.

5. Архивы фотоматериалов и публикаций – 1 папка.

6. Эскизы спортивных купальников – 1 папка.

7. Фонотека — ауди-кассеты -25 шт, СД-диски-12 шт.

8. Видеофонд –записи выступлений на соревнованиях, из жизни клуба «Королева риска», показательные выступления гимнасток, ДВД — 4 шт.

4.2.2. Методы и технологии обучения и воспитания

Учебный материал состоит из теоретического и практического разделов.

Теоретические занятия в группах проводятся в форме бесед(15-20 минут), с демонстрацией наглядных пособий. По отдельным темам материал излагается в виде лекций и докладов. Теоретические знания способствуют повышению количества и качества сведений об анатомической характеристике человека, основах гигиены, о терминологии в акробатике, о методах обучения, о технике элементов акробатике, о правилах соревнование по акробатике.

На практических занятиях дополнительно разъясняются учащимся отдельные вопросы техники акробатических упражнений, методики обучения и тренировки, правил соревнований.

Занятие состоит из трёх частей: подготовительная, основная и заключительная. Подготовительная часть включает в себя разминку. Для этого используются упражнения общей физической подготовки. После проведения общей разминки выделяется время (до 10 минут) на индивидуальную разминку, где применяются специальные физические упражнения, задача которых заключается в подготовке к выполнению упражнений в основной части урока.

В основной части занятия стоит задача овладения упражнениями и теоретическими знаниями учебной программы. Различные элементы акробатики, прыжки на батуте и баллоне, парно — групповые упражнения, круговая тренировка, спортивные игры с элементами акробатики применяются как вспомогательные средства для достижения главной цели – изучение акробатических элементов. В основной части занятия изучается и совершенствуется техника акробатических упражнений в том или ином виде акробатики. Количество повторений каждого упражнения или соединения подбирается таким образом, чтобы было обеспечено создание устойчивого двигательного навыка, с учетом личностных особенностей и способностей обучающихся.

Заключительная часть занятия используется для укрепления мышц спортсмена посредством общефизических упражнений с последующим приведением организма учеников в относительно спокойное состояние.

Музыкальное сопровождение на занятии используется для поддержания работоспособности учащихся, развития чувства ритма.

В занятиях ОФП и СФП широко применяются элементы гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр. Они способствуют развитию целого комплекса физических качеств, из которых складывается гармоничное развитие акробата.

Учебным планом предусмотрена инструкторская и судейская практика. Занимающиеся должны овладеть педагогическими и судейскими навыками, уметь проводить занятия, показывать и объяснять отдельные упражнения, правильно подавать команды и отдельные распоряжения, замечать ошибки и исправлять их, применять приемы страховки и помощи при выполнении упражнений, освоить навыки судейства, выполнять требования для получения звания «инструктор по спорту» и судейской категории по акробатике.

Для предотвращения травм на занятиях акробатикой каждый педагог соблюдает основные положения:

    Проводит общую разминку на высоком качественном уровне с целью всесторонней подготовки организма занимающихся к тренировочному процессу; Соблюдает последовательность в обучении; Знает и учитывает индивидуальные особенности, физическую подготовку и состояние здоровья занимающихся; Не допускает нарушения дисциплины на занятиях; Следит за регулярностью прохождения медицинского осмотра; Применяет приемы страховки и помощи при выполнении изучаемых упражнений, приучает занимающихся к страховке товарищей и самостраховке; Правильно использует и бережет инвентарь; Следит за гигиеническим состоянием места проведения занятий и спортивной формой занимающихся.

На этапе углубленной тренировки в избранном виде акробатики сохраняется большой удельный вес ОФП, СФП и ТП, что связано с возрастающими требованиями к уровню развития физических качеств и спортивно-технической подготовки (СТП). Учебный материал ОФП и СФП составляет основное содержание подготовительной и заключительной части урока. В процессе обучения большое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию вкуса к красоте движений. Боле детально осуществляется техническая подготовка, т. к. любой тактический замысел требует от акробата творческого подхода к подбору элементов и соединений в своих произвольных упражнениях к каждым соревнованиям, умения быстро сориентироваться и перестроиться в конкретной соревновательной ситуации.

Все занимающиеся проходят медицинское обследование один раз в год. Психологическая подготовка направлена на воспитание умения проявить волю, преодолеть чувство страха при выполнении акробатических упражнений, быть готовым оказать помощь своим товарищам.

Воспитательная работа вне учебно-тренировочных занятий заключается в проведении бесед, лекций на различные темы, проведении различных экскурсий, посещение музеев, театров, кино, соревнований, в выполнении общественных поручений, в участии в показательных выступлениях, в трудовой деятельности по укреплению материально-спортивной базы клуба.

Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренера-преподавателя. Понимая это, все педагоги клуба акробатики «Королева риска» своим каждодневным трудом показывают детям пример преданности своему делу, любви к акробатике, честности и справедливости.

Список литературы

5.1. Нормативно – правовые документы

Конституция РФ. Администрация Президента РФ. // Юридическая литература — 1997г. Официальное издание. // Конституция РК. Принята Верховным Советом РК 17.02.1994 года с изменениями и поправками. ФЗ г. «Об образовании в Российской Федерации». Конвенция о правах ребёнка.// Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от13.06.1990г. № 000-1.// Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей». Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). // СанПиН 2.4.4.1251-03//. Нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, Министерства образования РК. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования и науки РФ //от 01.01.2001г. // Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»//Утверждён Главой администрации МО ГО «Сыктывкар», 2010 г.//

5.2. Литература для педагогов

1. Акробатика. Правила соревнований.- М.: Физкультура и спорт, 1984.

2. Акробатика.- Л.: Учпедгиз, 1962.

3. Современные основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и

спорт, 1970.

4. , Обучение акробатическим прыжкам.- М.:

Физкультура и спорт, 1961.

5.3. Литература для учащихся

1. Акробатика для всех.- Волгоград: Учитель, 1984.

2. , Гигиена.- М.: Физкультура и спорт, 1986.

3. Анатомия человека.- М.: Физкультура и спорт, 1966.

4. , Акробатика: каноны терминологии.- М.: Физкультура

и спорт, 1989.

5. Гигиена физкультурника.- М.: Физкультура и спорт, 1967

6. Акробатика в пионерском лагере.- М.: Просвещение, 1966.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *