А бандура самоэффективность
Содержание
Вопрос 25. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные понятия. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.
Когнитивный подход к мотивации.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение
В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека. Можно отметить таких ученых, которые внесли вклад в развитие когнитивного подхода, как Л. Фестингер, Ф. Хайдер (когнитивисткий подход), Дж. Роттер и А. Бандура (необихевиоризм) и др.
Специфика и основные понятия.
Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления. Основным тезисом было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Представления человека о мире проектируют будущее поведение. И то, что человек делает, и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.
Мотивационные факторы.
Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса.
-
Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно соглашается сделать что-либо, несколько не соответствующее его убеждениям, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания, то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению (пример: человек согласился на поведение, идущее вразрез с его нравственностью – диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками – понижения нравственности).
-
Другой хорошо изученный эффект – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. Обычно, после принятия решения, человек переживает когнитивный диссонанс, т.к. с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное.
Экспериментальные исследования показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта, избавляется от когнитивного диссонанса. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту (ех: если человек долго выбирал между А и Б, и выбрал А, то в будущем он будет выбирать А). Необходимое условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).
Эксперименты по изучению диссонанса.
Ожидание и ценность подкрепления.
Теория социального научения Дж. Роттера – попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другие людьми и элементами окружения (главным или новым типам поведения можно научиться в социальных ситуациях). В основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть, поэтому, для предсказания поведения людей в определенной ситуации нужно принимать во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание (что данное поведение приведет в конечном итоге к поощрению) и ценность подкрепления.
Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации (недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника). Однако, ожидание не всегда соответствует реальности: могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации, а другие могут быть неуверенными. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи.
Роттер различает ожидания, которые специфичны для одной ситуации (отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения) и те, которые являются наиболее общими, генерализованные (отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности, интернально — экстернальный локус контроля).
Ценность подкрепления определяется как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому: люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени (социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки). Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия о нашем предпочтении одного подкрепления другому. Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни. Ценность подкрепления не зависит от ожидания (Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей). По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание — с познавательными процессами.
Самоэффективность — вера в эффективностьсобственных дествий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теорииАльберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.
В ряде исследований Бандура показал, что еще одной причиной нарушений поведенияможет быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие Бандуры часто называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.
Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.
Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность.
Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.
В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation
Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение. Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы
На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:
1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.
2. Опыт, приобретенны посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).
3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.
4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).
Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщенности и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.
Основные положения
В ряде исследований Бандура показал, что ещё одной причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие Бандуры часто называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.
По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является недостаток доверия собственным поведенческим способностям, а также способностям переживания. Многие заболевания сопровождаются недооценкой или неверной оценкой собственных способностей и поведенческих навыков.
То, сможет ли конкретный человек в заданной ситуации достичь успеха, зависит не только от его собственной компетентности, но и от целого ряда других факторов. Однако для психического здоровья и хорошего самочувствия важны не столько объективные результаты сами по себе, сколько их интерпретация конкретным человеком и ожидания успеха, положительных результатов собственных действий.
Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.
Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придёт на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что ещё более снизит самоэффективность.
Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая весёлого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.
В своём концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation).
Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определённое поведение приведёт к определённым результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведёт к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.
Влияние самоэффективности на поведение зависит от её степени, обобщённости и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определённого типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией; атрибуцию успеха и неуспеха. Хотя, конечно, нельзя преуменьшать и обратного влияния на самоэффективность результатов действий, моделей, которые доступны наблюдению и т. д.
На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:
- Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.
- Опыт, приобретённый посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).
- Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.
- Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает своё эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).
Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщённости и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.
Влияние последствий поведения на самоэффективность существенно зависит от того, каким образом человек воспринимает и оценивает эти последствия. Если в прошлом опыт поведения в определённом круге ситуаций (например, требующих умения сказать «нет») был преимущественно негативным, то самоэффективность в этой сфере будет низка, внимание сфокусируется на негативных последствиях отказа, эти последствия будут личностно проинтерпретированы, что снизит в свою очередь самоэффективность в будущем.
Теория Бандуры в достаточной степени обоснована не только теоретически, но и экспериментально. В целом ряде исследований были подтверждены следующие гипотезы:
- Ожидания эффективности коррелируют на высоком уровне значимости с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждёт. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведёт к отказу, и именно отказ оказывается в центре его внимания.
- Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение.
Выслушав клиента и внимательно проанализировав его слова, мы уже можем предположить, как именно он поведёт себя в той или иной ситуации. Изменив его ожидания, сфокусировав внимание на непривычных аспектах собственного поведения и окружающей действительности, мы также изменяем его поведение.
Свои исследования Бандура проводил в клинике, проводя терапию больных с классическими фобиями — страхом змей, пауков, высоты. Однако множество последователей Бандуры в разных странах мира убедительно доказали, что представления Бандуры о том, что когнитивные факторы, и в первую очередь — самоэффективность, могут в существенной мере управлять поведением, легко можно перенести из области клинической терапии — терапии классических фобий — в сферу регуляции социального поведения. Отсутствие самоэффективности может быть существенным тормозом формирования социальной компетентности и формирования активности человека. При определённых обстоятельствах недостаток самоэффективности становится причиной невротических нарушений.
Для измерения самоэффективности при участии Бандуры был разработан тест общей самоэффективности, существующий в настоящее время более чем в 20 национальных версиях, в том числе — русской. Этот тест можно использовать в практической и научной работе, в том числе — для межкультурных исследований и сравнений.
Факторы самоэффективности
Исследователями феномена самоэффективности были выдвинуты четыре фактора, посредством которых может меняться уровень самоэффективности. Согласно работам А. Бандуры и его коллег это: непосредственный опыт деятельности субъекта, косвенный опыт, вербальное убеждение и состояние физического (эмоционального) возбуждения.
Ниже представлены краткие характеристики основных из них .
Непосредственный опыт
Наиболее сильное воздействие на самоэффективность оказывает опыт непосредственной деятельности, или, иными словами воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом. Опыт успеха или неудач в попытке достичь желаемого результата приводит к увеличению либо уменьшению уровня самоэффективности. Успешный опыт деятельности будет определять представления человека о своих способностях выполнить аналогичную деятельность в будущем. Успех, особенно достигнутый самостоятельно и посредством усилия, помогает человеку поверить в свою способность добиваться необходимых результатов и защищает от деструктивных реакций на неудачи впоследствии.
В приложении к организации авторы отмечают роль выполнения сотрудниками сложных задач и предоставление руководителем конструкивной обратной связи по их деятельности в формировании уровня самоэффективности. Через непосредственный опыт формируется понимание сотрудниками ситуаций, который могу принести успех. Кроме того, прошлый опыт помогает избегать повторения неуспешного опыта в аналогичных ситуациях в будущем.
Косвенный опыт
Хотя и не столь действенный, как предыдущий фактор, косвенный опыт также может быть источником высокой самоэффективности. То есть наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться. Тем не менее, косвенный опыт не будет эффективным, если «объект наблюдения» не будет похож на субъект. Иными словами, чтобы косвенный опыт оказывал определенное влияние на самоэффективность, человек, испытывающий этот опыт, должен обладать теми же характеристиками, которые будут релевантными в условиях данной деятельности.
В организации более опытные сотрудники и руководители демонстрирует релевантное поведение и необходимый уровень экспертизы и новым сотрудникам. Наблюдая за старшими коллегами, сотрудники перенимают поведенческие паттерны и формируют соответствующий уровень самоэффективности.
Вербальное убеждение
Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. Иными словами, результативность вербального убеждения прямо связана с тем, какой статус и авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение. Убеждение незначимого для нас человека не будет иметь достаточного воздействия для изменения самоэффективности.
В организационном контексте вербальное убеждение проявляется через воодушевление и мотивирование руководством сотрудников на выполнение определенной деятельности, а также через поощрение за выполненную работу. Важно отметить, что в этом случае вербальные высказывания руководства должны быть подкреплены реальными действиями.
Эмоциональное состояние
Последний источник изменения самоэффективности включает в себя физическое и эмоциональное состояние человека. Бандура обнаружил, что сильные эмоции, как правило, мешают деятельности: например, когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности и представления о собственных возможностях обычно понижаются.
- Авторы
- Файлы
- Литература
Чаплин А.В. 1 Шацкая С.С. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» 353 KB 1. Бандура, А. Теория социального научения / Bandura A. (1977. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. – 84. – P. 191–215.). — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. 2. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change/A. Bandura//Psychological Review. — 1977. — Vol. 84. — P. 191-215. 3. Блейхер, В. М. Крук, И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 4. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М: Издательство МГУ, 1991. 5. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М. 1970. 6. Чаплин, А.В. Корректировка понятия разгрузочно-диетическая терапия в свете последних научных исследований. // Международный журнал экспериментального образования, 2014, №10, стр. 332-336. 7. Чаплин, А.В. Самостоятельность психического процесса внимания в свете разгрузочно-диетической терапии. // Международный журнал экспериментального образования, 2014, №10, стр. 336-3344. 8. Яньшин, П.В. Клиническая психодиагностика личности. Уч.-методич. пособие// 2-е изд., испр. – СПб.: Речь, 2007.
Немало людей испытывают затруднения в эффективности общения и успешности трудовой деятельности. Зачастую это связано с тем, что они не в полной мере оценивают свои возможности и способности, тем самым используя непродуктивные стратегии поведения. Представление о самоэффективности – это крайне важный фактор, определяющий наш выбор действия. Чем выше самоэффективность, тем больше вероятность того, что человек будет стараться изо всех сил для достижения цели. В связи с этим необходимо иметь четкое представление о самоэффективности и о способах ее повышения или, другими словами, о факторах, на нее влияющих. Это понимание дает возможность повысить уровень личной самоэффективности любому человеку. Актуальность данной темы обусловлена тем, что о феномене «самоэффективность» недостаточно представлений, более того нет достаточной информированности о факторах, влияющих на самоэффективность, что и определяет научную проблему. И, наконец, некоторые из факторов, влияющих на самоэффективность, представляют интерес не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне.
Объект исследования: самоэффективность личности.
Предмет исследования: факторы, влияющие на динамику самоэффективности личности.
Цель: определение факторов, влияющих на самоэффективность личности, и поиск факторов, не освещенных литературой.
Задачи:
- Изучение литературы, освещающей феномен самоэффективности и факторы, на нее влияющие.
- Систематизация понятия самоэффективность и вычленение факторов, влияющих на самоэффективность личности.
- Выявление нового предполагаемого фактора, влияющего на самоэффективность личности и эмпирическое подтверждение такового влияния.
Гипотеза: если при взаимодействии нескольких индивидов, самооценка одной части индивидов падает, то самоэффективность другой части автоматически возрастает.
Методологическая основа исследования: изучены концепции А. Бандуры, R.Lazarus, S. Folkman, Р.Л. Кричевского, Т.О. Гордеевой, К.М. Гайдар, И.М. Кондакова, М.И. Гайдара, М. Шеера, Дж. Маддукса, С.Р. Пантилеева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.Г. Юнга и А. Адлера.
Методы исследования:
— теоретические: анализ литературы по проблеме феномена самоэффективности;
— эмпирические: методика Дембо-Рубинштейн, опросник САМОАЛ А. Маслоу.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования; респонденты – 44 студента факультета СПО, отделение «Сестринское дело».
По феномену самоэффективность изучены труды А. Бандуры, R.Lazarus, S. Folkman, Р.Л. Кричевского , Т.О. Гордеевой, К.М. Гайдара, С.Р. Пантилеева.
Первым ученым, сформулировавшим термин самоэффективности, был Альберт Бандура (1925-1988гг) — американский психолог, автор теории социального научения. Его определение самоэффективности (Self-efficacy) было следующим. Самоэффективность – это вера человека в успешность собственных действий в той или иной ситуации .
Практически все люди могут ставить перед собой цели и желать, чтобы эти цели были достигнуты. Тем не менее, многие так же осознают, что реализовать свои планы не так просто. Бандура и многие исследователи обнаружили, что данный феномен играет важную роль в том, как цели, желания и мотивы воплощаются в жизнь.
Согласно Бандуре, существует четыре главных ресурса самоэффективности (или фактора, влияющих на самоэффективность) :
1) собственный опыт;
2) социальный опыт;
3) социальное убеждение;
4) эмоциональный подъем.
Самоэффективность постоянно меняется — на неё можно целенаправленно воздействовать. В связи с этим, развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, пластично входить в поток, в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.
Нами был проведен следующий эксперимент. Испытуемые были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальной группе было позволено посещать практические занятия без обязательной медицинской формы (эксперимент проходил на базе медицинского института). Так же они имели право выбора интересных для них по содержанию практических занятий, тренингов. Контрольная группа студентов была обязана посещать практические занятия в медицинской форме. Она лишалась права выбора тем практических занятий. Эксперимент длился в течение 7 недель.
Для эмпирической части исследования нами применяются следующие методики: методика Дембо-Рубинштейн для оценивания уровня самооценки, опросник САМОАЛ А. Маслоу .
Базой для эмпирического исследования послужил МАОУ ВПО КММИВСО (медицинский институт высшего сестринского образования). Респондентами явились студенты 2-го курса очной формы обучения, факультета СПО, отделения «Сестринское дело» в количестве 44 человек. Выборка студентов была случайной.
Концепция С.Р. Пантилеева отражает схожесть понятий самоэффективности и самоотношения. В структуру феномена самоотношения, по Пантилееву, включены две подсистемы: самооценка и эмоционально-ценностное отношение. Таким образом, изменение самооценки приводит к изменению самоотношения или другими словами самоэффективности .
С помощью методики Дембо-Рубинштейн и теста САМОАЛ А. Маслоу были выявлены уровни самооценки респондентов. Результаты исследования показали, что самооценка контрольной группы в течение эксперимента снизилась на 12%, а самооценка экспериментальной группы возросла на 7%. А значит, самоэффективность экспериментальной группы возросла на фоне снижения самооценки в контрольной группе испытуемых.
Таким образом, используемый комплекс методик и приемов экспериментального исследования позволил предположить наличие дополнительного фактора, влияющего на самоэффективность личности. Результаты проведенного эксперимента подтвердили гипотезу о взаимосвязи влияния самооценки на самоэффективности. Так, пример снижения самооценки одного субъекта может повысить самоэффективность другого.
Библиографическая ссылка
Чаплин А.В., Шацкая С.С. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 991-993;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9552 (дата обращения: 07.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI