Доктор Моррис

2 месяца новорожденному

В 2 месяца у ребенка все лучше оттачиваются двигательные навыки. Ребенку становится все легче управлять своим телом, какие-то резкие и бессознательные движения уходят в прошлое, пропадает рефлекс ползанья. Хорошо начинает развиваться хватательный рефлекс, он выражается все больше в захватывании ребенком пальцев или волос взрослых. Часто ребенок в два месяца может уже какое-то время в руках удерживать маленькую игрушечку, прижав ее ладошкой.

К тому же малышу нравится тащить все в рот и пробовать на вкус. Малыш может в этом возрасте самостоятельно разжимать ладошку, поэтому часто во рту у крохи можно видеть его пальчики. В 2 месяца ребенок должен уметь хорошо удерживать свою головку в приподнятом состоянии и в вертикальном положении. Малыш способен лежа на животике самостоятельно приподнимать грудь и голову и находиться в таком положении до двадцати секунд.

Ребенок в два месяца с интересом активно изучает мир его окружающий. В 2 месяца ребенок должен уметь различать чужие и знакомые голоса. Часто улыбается папе и маме и в это же время внимательно и настороженно смотрит в лицо, склоненное над ним. Ребенок может различать нелюбимые и любимые предметы, он тянется ко всему, что его заинтересовывает. Внимание малыша начинают привлекать звучащие и движущиеся предметы. Он может следить за тем, как они двигаются, ребенок слушает звуки и тянется по направлению предмета своей крохотной ручкой.

В этом возрасте папа и мама могут услышать от своего крохи звуки, которые чем-то напоминают пение. Это звуки, обычно произносимые перед началом гуления. В это время малыш пытается воспроизводить звуки слышимые им от окружающих его людей.

И хоть вам может показаться, что такие звуки бессмысленны, все равно помогайте малышу произносить их, распевайте вместе с ним и тогда вы заметите, что ребенок в 2 месяца умеет хорошо произносить звуки.

Какие игры и занятия для развития необходимы ребенку в 2 месяца?

Хоть малыш и совсем еще крошечный, он уже активно развивается. В это время его слух, зрение, координация движений и двигательные навыки совершенствуются. Поэтому ребенку необходимы занятия и игры для развития. Причем включать их в график крохи нужно каждый день. По причине все большего внимания к окружающим ребенка предметам предложите для развития зрения ему игры с предметами. Допустим, можно на расстоянии тридцать см. от лица крохи передвигать небольшую игрушку, но только выберите что-нибудь яркое и пестрое. Тогда малыш будет концентрировать на ней свое внимание и соответственно водить глазками. И впоследствии зрение малыша станет лучше.

Необходимо постоянно следить за тем, какое у ребенка настроение. Если заметите, что он куксится и недоволен, прекращайте игру. Хорошо применять для развития зрения крохи различные узоры: черно-белые, цветные, с картинками. Развесьте их в поле зрения ребенка.

Чтобы усовершенствовать хватательный рефлекс крохи и развить его моторику маленьких совсем ручек играйте с малышом в шарики. Найдите шарики разные по размеру, фактуре и цвету, сделанные из различных материалов. Это могут быть деревянные, пластмассовые, тряпочные шарики. Вкладывайте их по очереди в ладошку крохи, предлагайте ему схватить шарик. Позже вы можете подвесить шарик на веревочку и аккуратно спускать его в ладонь ребенка. Предлагайте при этом крохе схватить шарик, после этого потихоньку потягивайте шарик, стимулируйте малыша удерживать шарик крепче. Ведь в 2 месяца ребенок должен уметь это делать.

Так как в два месяца двигательные навыки крохи хорошо развиваются, можно выполнять уже упражнения, которые способствуют укреплению мышц ребенка. Особенно это касается спины, мышц шеи, рук. Положив малыша на пеленальный столик на животик, присядьте рядом и называйте его по имени и в это самое время показывайте какую – то яркую игрушечку. Заинтересовавшись, ребенок будет стараться поднимать голову, чтобы посмотреть на игрушку. Таким образом, будут тренироваться мышцы. Это же самое можно делать, ребенка положив к себе на живот и призывая малыша смотреть лицо в лицо. Вскоре вы заметите, что благодаря вашим усилиям ваш ребенок в 2 месяца умеет делать то, что другие дети еще пока не умеют.

Чтобы развить слух малыша, привяжите к носкам ребенка маленькие колокольчики. При каждом движении колокольчики будут звенеть. Слух будет совершенствоваться при помощи музыки. Хорошо бы включать малышу классику, при этом меняя композиторов и наблюдая какой же из них малышу нравится больше всех. Также хорошо бы знакомить дитя с ритмом и стихотворным размером. То есть просто читайте ему стихи, рассказывайте всевозможные прибаутки и «потешки», напевайте песенки для детей.

Только что родившийся младенец совершенно не похож на упитанных, румяных и улыбающихся детей с журнальных обложек. Он и выглядит, и ведет себя совсем не так, как двух-трехмесячные малыши, так что нередко молодые родители растеряны: неужели этот сморщенных красный человечек – их ребенок? Да, именно так и выглядят новорожденные дети. Но за первый месяц в жизни младенца произойдет так много важных событий, что уже совсем скоро мама и папа не узнают своего малыша.

Первый день

Только что родившийся малыш немного похож на инопланетянина: у него непропорционально большая голова и маленькое тельце. Его ручки и ножки выгнуты под нехарактерным для человека углом. Кажется, что даже взять на руки такого малыша сложно – такой он маленький и беззащитный. На кого из семьи похож новорожденный, тоже пока сказать тяжело – лицо у него еще отекшее: опухшие веки скрывают непропорционально огромные щелочки глаз, так что в первый день жизни он если на кого и похож, так это на бурундучка. Носик малыша уплощен, подбородок немного вдавлен, вообще, в лице может быть некоторая асимметричность. Происходит это потому, что младенец шел головой вперед и лицо от этого, естественно, отекает. В течение первого дня жизни опухоль постепенно спадает, лицевые кости становятся на место, черты лица меняются к лучшему. Иногда на лбу, переносице или затылке малыша есть пятна розовато-красноватого цвета с синюшным оттенком, немного приподнятые над поверхностью кожи. Они бывают очень большого размера, особенно затылочные. Когда ребенок кричит или тужится, эти пятнышки проступают ярче. Все это пугает молодых мам, и это понятно: какие-то красные пятна, да еще и на лице! Но это совершенно типичное явление для только что родившегося малыша, и называются эти пятна телеангиэктазия – стойкое расширение поверхностных сосудов кожи и слизистых оболочек. Они вполне безобидны и проходят сами по себе в течение первого-второго месяцев жизни. Кстати, в народе их называют «пятна аиста»: если представить, что аист держал голову ребенка, то следы от клюва как раз будут расположены на переносице и затылке.

Новорожденный выглядит и ведет себя совсем не так, как двух-трехмесячные малыши, так что нередко молодые родители растеряны: неужели этот сморщенный красный человечек – их ребенок?
С 9–11-го дня ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3-й и 5-й неделями жизни
Уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10-й день жизни – более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях

Голова новорожденного тоже не такая гладкая и круглая, как на рекламных картинках, она вообще может быть самой разной формы – вытянутая, приплюснутая или округлая. Так придумала мать-природа – чтобы голова в родах не страдала от сильного давления, кости черепа у ребенка соединены неплотно, и когда он проходит через родовые пути, они могут смещаться (ну чтобы на голову не давило ничего ненужного и она не пострадала). Если потрогать голову малыша, то даже можно отчетливо различить выступы, образовавшиеся в результате частичного наложения костей черепа при сдавливании во время родов. Но буквально через несколько дней голова здорового ребенка принимает округлую форму.

Если потрогать макушку младенца, то можно нащупать какой-то мягкий участок и почувствовать, как он пульсирует под рукой. «Что это? – думают родители. – Дырка в голове? Нет, это так называемый родничок, как раз тот участок в черепе, где кости соединены неплотно и под ними находится пока что соединительная мембрана. Второе мягкое пятно расположено на теменной области головы, ближе к ее задней части. Эти участки можно трогать и мыть без опасения, ничего с головой ребенка не случится. По мере роста костей черепа родничок уменьшается, и к году на его месте уже будет настоящая твердая костная ткань.

Кожа малыша сразу после родов покрыта беловатым липким веществом. Это так называемая первородная смазка, которая защищает кожу ребенка во время внутриутробной жизни от воздействия околоплодных вод и облегчает ему прохождение через родовой канал во время родов. Всю ее мама обычно и не видит, потому что смазку сразу удаляют еще в родзале. А вот какие-то ее остатки могут находиться в складках кожи, за ушами и в области наружных половых органов у девочек. Так вот ее надо будет удалить дома самостоятельно, ватным диском (тампоном), смоченным любым детским маслом. Иначе в складках смазка будет преть и в ней начнут размножаться разные микроорганизмы. Некоторые дети рождаются немного мохнатенькими – на их спинке, плечиках, щечках и некоторых других частях тела растут нежные волоски, которые называются лануго. Иногда такой покров выглядит густым, как шерстка, и кажется, что ребенок так и останется на всю жизнь мохнатым. Нет, лануго исчезнет небыстро, но практически уже к трем месяцам его не будет. Вообще, кожа новорожденных в первый день выглядит по-разному. Сразу после рождения она синюшная, а уже через несколько часов становится ярко-красной. У крупных младенцев кожа может быть гладкой, хорошо наполненной, толстой. У детей поменьше она немного сморщенная. Есть малыши с очень тонкой кожей, сквозь нее даже просвечивают кровеносные сосуды. Так как ручки и ножки – конечные пункты доставки крови, в первые несколько часов или дней они будут холодными и голубоватыми. Что касается количества волос, оно бывает разным: от полного отсутствия до роскошной шевелюры.

В общем, если посмотреть на среднестатистического новорожденного – прилетел он к нам с другой планеты, да и только: голова большая и странной формы, тельце худенькое и маленькое, ручки-ножки тоже худенькие. Сам красный, а местами даже синенький. Кожа тонкая и просвечивает. Лицо тоже как-то мало похоже на человеческое, а некоторые дети еще и мохнатые! Есть чему удивиться молодым родителям. Но это только первый день, надо немного подождать, и скоро ребенок изменится.

Первая неделя

В первую неделю малыш начнет меняться особенно сильно – он значительно похорошеет: спадет отек лица, шире раскроются глазки, форма головы станет более привычной для глаз. Но вот приятных округлостей и милых младенческих складочек пока еще не будет. И вообще, в это время и так худой новорожденный похудеет еще больше. Такое «похудение» – естественный процесс, так называемая физиологическая убыль веса. Вес снижается потому, что сразу после рождения ребенок через кожу теряет часть воды, усыхает его пуповинный остаток, выделяется меконий (первый кал) и моча, а также потому, что младенец пока получает от матери небольшое количество молока. Максимальная потеря веса обычно происходит к третьему-пятому дню и в норме составляет не более 6–8% массы тела при рождении. В это время мама и малыш обычно выписываются из роддома, но волноваться не надо. Уже к седьмому-десятому дню жизни здоровый кроха восстановит свои прежние параметры.

Кстати, еще в первую неделю (обычно в первые дни) отпадет пуповинный остаток и на его месте останется пупочная ранка. У кого-то она заживет очень быстро – за 8–10 дней, но может заживать и дольше (до трех недель).

Второе, что поменяется у малыша за первые семь дней, это состояние его кожи. Красный цвет кожи (врачи называют ее «простая эритема») наиболее яркий на вторые сутки после рождения, полностью исчезнет в конце первой недели жизни. И кожа станет привычного нам бледно-розового цвета. Только родители немного успокоятся по поводу кожи, как их ждут новые изменения: на третий-пятый день жизни кожа может начать шелушиться, особенно на животе и груди. Что это? Ребенку чего-то не хватает? Нет, нормальное явление: так кожа адаптируется к новой жизни (не водной, а воздушной). Длится такое шелушение примерно неделю и проходит само, но места шелушения можно смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком. Но это еще не все, что может произойти с кожей: не часто, но бывает, что у детей в первую неделю жизни появляется так называемая токсическая эритема – пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Сыпь располагается чаще всего на разгибательных поверхностях ручек и ножек вокруг суставов, на груди. «Ветрянка, краснуха, какая-то заразная болезнь?» – думают мамы и папы. Нет, тоже адаптация кожи к новой жизни. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение одного-трех дней могут появляться новые высыпания, через два-три дня сыпь сама исчезает.

Ко всему прочему на вторые-третьи сутки жизни у 60–70% детей кожа желтеет, максимум желтизны бывает на третий-четвертый день, а к концу первой недели она исчезает. Так проявляется физиологическая желтуха новорожденного – состояние, при котором в организме младенца увеличивается количество желчного пигмента, билирубина. У кого-то желтуха будет похожа на легкий и приятный загар (родители могут ее и не заметить), а у кого-то малыш станет конкретно желтым. Это совершенно нормальное явление для здорового ребенка. Очень быстро уровень билирубина приходит в норму и цвет кожи опять становится обычным. А вот если желтуха не исчезает или ребенок ну очень уж желтый, надо обратиться к врачу.

В первые один-два дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) – густая вязкая масса темно-зеленого цвета. На третий-четвертый день жизни появляется переходный стул – комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми. Нет, это не кишечное расстройство, просто желудочно-кишечный тракт настраивается (переходит) на свою работу. К концу первой недели жизни стул у большинства становится похожим на желтую кашицу, таким он и будет дальше.

Нечастое явление, но о нем надо сказать тоже. У некоторых детей на третий-четвертый день жизни нагрубают молочные железы (и у девочек, и у мальчиков). Максимально они увеличиваются к седьмому-восьмому дню, из них даже может появиться жидкое отделяемое. У некоторых девочек в течение первого дня иногда бывают очень скудные кровяные выделения из влагалища. Это так называемый гормональный криз – он возникает из-за действия материнских гормонов – эстрогенов (они проникают во время родов через плаценту). На пике действия эстрогенов признаки гормонального криза максимальны, потом гормоны выводятся из организма и симптомы постепенно исчезают. Поэтому прикладывать к груди капустный лист, делать компрессы с камфарой или чем-то еще не надо: все пройдет само.

Первый месяц

После первой недели жизни малыш начнет усиленно набирать вес. Он должен прибавить за первый месяц минимум 600 г, ну а некоторые богатыри прибавляют по 1000 г. Понятно, что с прибавкой в весе вид новорожденного будет меняться в лучшую сторону: сам ребенок заметно округлится, кожа сначала еще будет сухой, но постепенно она станет более гладкой и плотной. Но все равно малыш еще будет далек от подрощенного младенца. Начнем с того, что весь первый месяц жизни ребенок в основном спит и ест, а вот бодрствовать он будет совсем недолго. Никаких осмысленных действий и движений в это время у ребенка тоже пока нет. Так что погремушки и прочие развлечения отложите в сторону, они пока не нужны.

Вообще движения ребенка могут немного пугать мам и пап. Например, родители заметят, что у младенца все время напряжены ручки и ножки. Это выглядит так: ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах. Это гипертонус – повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев. К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус ослабнет, движения станут более слаженными, кисть откроется. Еще будет видно, что новорожденный постоянно совершает какие-то движения, причем очень хаотичные. Это тоже норма, ведь у ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни.

А что со зрением и слухом? Цвет глаз у детей практически всегда голубой, потому что в радужке нет меланина – естественного пигмента организма. К полугоду меланин начинает вырабатываться, и у малыша устанавливается постоянный цвет глаз. У некоторых детей, особенно со смуглой кожей, глаза светло-коричневые с самого рождения. Зрение новорожденного пока что еще неполноценно. Нет четкости, ребенок не способен концентрировать взгляд, иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Поэтому смысла в мобиле (карусели) над кроваткой нет, он понадобится позже – со 2-го месяца. Чем еще малыш может удивить маму, так это косоглазием. Врачи объясняют его слабостью отводящей мышцы глаза, хорошо, что к 6 месяцам косоглазие проходит само по себе. Все это нормальные явления для новорожденного, которые возникают из-за незрелости его органов. Интересно, что слезы у крохи появляются с 3–4-й недели жизни.

Многие молодые родители как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. На самом деле в первые несколько дней после рождения ребенок еще не очень хорошо слышит. Примерно в середине 2-й недели жизни он начнет реагировать на громкий резкий звук – будет вздрагивать или мигать. И только к 3-й неделе малыш придает шумам внешней среды гораздо большее значение.

Зато вот чем порадует родителей их ребенок, так это улыбкой – она появляется в первые две-три недели жизни. Улыбка значит, что малыш радуется и хочет общаться. Где-то в это же время, лежа на животе, кроха начнет поворачивать в сторону голову, потом он попытается слегка приподнять ее. Все это первые и очень важные достижения малыша.

Это лишь немногие основные изменения, которые происходят с ребенком в первый месяц жизни. Другие родителям незаметны и не так уж и важны, на них будет обращать внимание доктор. Тем более что почти сразу же малыш станет для мамы и папы самым-самым лучшим и главным человеком на свете. И будет не так уж и важно, когда он начнет походить на рекламного младенца, главное, что он похож на свою семью!

Памятка для родителей

  1. Только что родившийся малыш немного похож на инопланетянина: у него непропорционально большая голова и маленькое тельце. Его ручки и ножки выгнуты под нехарактерным для человека углом.
  2. Голова новорожденного может быть самой разной формы, ведь его кости подвижны и смещаются, когда он проходит через родовой канал.
  3. В первую неделю малыш начнет меняться особенно сильно – он значительно похорошеет: спадет отек лица, шире раскроются глазки, форма головы станет более привычной для глаз
  4. Весь первый месяц жизни ребенок в основном спит и ест, а вот бодрствовать он будет совсем недолго. Никаких осмысленных действий и движений в это время у ребенка тоже пока нет

ЗАНЯТИЕ С РЕБЕНКОМ В 2 МЕСЯЦА (РАЗВИВАЕМ)

Важное направление в развитии двухмесячного ребёнка – это появление любознательности. Малыш стремится изучать мир всеми доступными ему средствами: рассматривает окружающих людей, дотрагивается до ближайших предметов, «обследует» игрушки руками и ртом. При этом особенно ему интересны явления, которые хоть и близки, но все же немного отличаются от ранее изученных, тогда как совершенно новые или хорошо знакомые предметы его не привлекают. Поэтому на этом этапе важно слегка «модернизировать» занятия, которые вы проводили с малышом на протяжении прошлого месяца. Стоит добавить и новые игры со старшим ребёнком, которые будут поддерживать интерес обоих детей друг к другу.

Развиваем моторику

В этом возрасте малыш учится чувствовать своё тело. Поэтому важно предоставить ему свободу движений, чтобы он научился самостоятельно их координировать. Это необходимо для дальнейшего развития его двигательной активности.

Также важно делать упражнения для укрепления мышц шеи. Чаще держите малыша в вертикальном положении, различными звуками стимулируйте его смотреть по сторонам. Например, пока вы держите ребёнка на руках, ваш первенец может привлекать его внимание импровизированными голосовыми постановками: подражать звукам машинки, вертолёта, поезда…. Положив малыша на спинку, вместе со старшим ребёнком показывайте ему интересную игрушку, чтобы он высоко приподнимал головку. Затем повторяйте то же упражнение на животе – ваш кроха будет высоко поднимать голову и, опираясь на предплечья, слегка приподнимать грудь.

Для развития мышц нижней части тела приподнимайте и опускайте малыша над кроваткой, чтобы он мог отталкиваться ногами от опоры. А для совершенствования моторики рук вкладывайте в его ладошки предметы разной формы и величины: сначала крупные (например, кольца от пирамидки или кубики), затем более мелкие (например, шарик от настольного тенниса). Постарайтесь так заинтересовать кроху, чтобы он не только брал предметы, но и сам тянулся к ним – так он будет учиться согласовывать то, что видит, и то, что делает.

Развиваем зрительное восприятие

Для ребёнка очень важно расширять свой зрительный опыт, поэтому старайтесь всё время предлагать ему новые объекты для наблюдения. Например, периодически меняйте игрушки, висящие над кроваткой. В этом возрасте малышу будут особенно интересны разноцветные фигурные предметы, которые двигаются, если их задеть рукой (длинная спираль или мягкая пружина). Полезно вешать рядом с кроватью яркие плакаты с изображением очертаний лица – их с радостью нарисует ваш старший ребёнок. А из «напольных» игрушек большой любовью будет пользоваться Ванька-Встанька. Наблюдая за плавными покачиваниями неваляшки, малыш тренирует навыки зрительного сосредоточения. А главное, сколько восторга приносят такие занятия!

Также полезно выполнять упражнения с движущимся предметом: возьмите яркую игрушку и медленно передвигайте её из стороны в сторону, по дуге, на расстоянии 25-30 см от глаз ребёнка. Затем измените траекторию: сначала вверх-вниз, затем по кругу. А чтобы упражнение не наскучило ребёнку, выполняйте его с разным темпом.

Развиваем слуховое восприятие

Для совершенствования слуховой реакции полезно продолжить упражнение, знакомое вам и малышу еще по прошлому месяцу жизни – звучание погремушки сначала около одного, затем около другого уха ребёнка. Но теперь занятия можно разнообразить, взяв два предмета с различным звучанием: например, погремушку и колокольчик. Чтобы вам было легче выполнять это упражнение, попросите о помощи старшего ребенка: гремите попеременно погремушкой и колокольчиком то с одной стороны, то с другой, привлекая внимание крохи.

Можно надеть на ручки ребёнка мягкие браслеты с вшитыми бубенцами. Так вы сможете и потренировать его слуховое восприятие, и помочь ему быстрее осознать своё тело.

Развиваем речь

К двум месяцам ребёнок вступает с вами в диалог: ему уже не достаточно слушать ваш голос, теперь он старается вам отвечать на своём «языке». В этом возрасте он уже воспроизводит некоторые звуковые сочетания: ау, агу, уэ. И чем больше вы его поощряете, тем больше звуков появляется в его «лексиконе».

Склонившись над кроваткой, дождитесь, когда кроха сосредоточится на вашем лице, и затем начните воспроизводить горловые звуки и гласные: а-а-а, у-у-у, уа-уа, агх-агх. Интересным решением станут «горловые диалоги» со старшим ребёнком, обращённые к малышу: с помощью звуков, мимики и интонаций рассказывайте друг другу, как прошёл день. На ближайшие несколько месяцев это может стать вашей любимой семейной игрой! Кроха будет с интересом следить за вашим «разговором», и вскоре начнёт вам «отвечать». Вслушивайтесь в звуки, которые издает малыш, и тоже повторяйте их, дополняя новыми. Наслаждайтесь общением с ребёнком!

ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Этот период жизни ребёнка знаменуется всплеском эмоционального развития: он уже радуется появлению близких, много улыбается, «гулит» и чётко заявляет о своих потребностях разнообразными звуками и движениями. Старайтесь больше общаться с крохой, это принесёт много радости вам обоим. И не забывайте привлекать к совместным занятиям папу: теперь, когда малыш узнаёт его по голосу и визуально, настало время наладить между ними более тесный контакт.

Рост и вес в 2 месяца

Ваш малыш уже подрос примерно на 3 см., а масса тела увеличилась на 750-800 грамм. Продолжают развиваться и навыки малыша.

Моторные реакции

С 2-х месяцев наблюдается характерное двигательное оживление. Ребёнок все активнее двигает ручками и ножками, приподнимает головку, а иногда даже выгибается всем корпусом, как маленький гимнаст.

Он уже умеет около 30 секунд удерживать голову в вертикальном положении, когда вы носите его на руках, а когда выкладываете его на животик, он высоко поднимает голову, и, опираясь на локти и предплечья, слегка приподнимает грудь. В таком положении он может находиться до 1 минуты.

Если положить кроху на спинку, взять за ручки и слегка притянуть к себе, то он как бы «присядет», подняв головку. А если поднять его над кроваткой, поддерживая под мышками, то он будет крепко упираться ногами в матрасик, выпрямляя их в коленных суставах.

Также в этот период малыш пытается овладеть координацией рук. Он уже сам тянется к игрушкам, которые находятся в пределах его досягаемости, пытается захватить их всей ладошкой и прижать к своей груди. Малыш может удерживать предмет до 10 секунд, но всё же хватать ему намного интереснее. Так, он ощупывает свою одёжку, одеяльце, постельное бельё, с радостью берётся за подставленные пальцы родителей. Покажите малышу, как можно играть с «захваченными предметами»: например, потрясите его ручкой, в которую вложена лёгенькая погремушка. Увидите, сколько это доставит радости ребёнку!

Зрительные реакции

Малыш с интересом рассматривает всё вокруг, даже когда он находится в вертикальном положении. Больше всего его привлекают предметы, которые находятся недалеко от него и медленно движутся. Так, он может следить за игрушкой, которую взрослый проводит по дуге на расстоянии 30 см от его глаз, сосредоточенно рассматривает свои ручки, склоненное к нему лицо близкого человека. Он может поворачивать голову вслед за привлекательным предметом и даже пытается перевернуться на бочок. Развивается и система фокусирования зрения.

Слуховые реакции

Малыш уже чутко реагирует на обращения взрослых. Если несколько раз назвать его по имени, он начинает сосредоточенно прислушиваться и искать лазами говорящего. Если источник звука находится в стороне от него, он сначала поворачивает глаза, потом голову, иногда с некоторым опозданием. Ласковый голос ему нравится, он улыбается и мимикой призывает к общению. А вот на резкие звуки появляется негативная реакция. Если недалеко от младенца громко хлопает дверь, или, например, пронзительно звонит телефон, ребёнок вздрагивает, широко раскрывает глаза, недовольно морщится или плачет.

Речевые реакции

В этот период малыш, конечно, ещё не умеет разговаривать, но уже активно овладевает интонацией. Его голосовые проявления становятся очень разнообразными: от жалобного нытья до громких ликующих вскриков, от обиженного «сопения» до счастливого смеха. Ребёнок часто играет звуками и вслушивается в звучание собственного голоса. В его начальной речи – «гулении» – ­отчётливо проявляются гласные в разных последовательностях: например, у-э, а-а, а-у, а-о. Это могут быть отдельные короткие звуки или сложные сочетания, произнесенные нараспев. Например, УАУА, или УЭУА. Обязательно хвалите малыша и повторяйте звуковые сочетания вместе с ним. Так вы поможете ему закрепить навыки «гуления» и даже пополните его «лексикон» новыми младенческими «словами».

Эмоциональные реакции

Для крохи сейчас очень важно общение со взрослыми. Он уже не просто наблюдает за близкими, но и хочет вступить с окружающими в диалог. Так, малыш чутко реагирует на ваши обращения (например, поворачивает голову, когда его называют по имени) и ждёт такой же реакции от вас. Например, он перестаёт плакать, когда к нему подходит мать, и замирает в ожидании ответного действия. А когда он гулит, то часто делает паузы и смотрит на вас, как бы призывая поддержать «беседу».

Чаще общайтесь с крохой словами и мимикой, рассказывайте ему обо всём, что его окружает. При этом слова произносите мягко, певуче, не торопясь – так ребёнку будет легче воспринимать вашу речь и отвечать на своём, младенческом «языке».

Количество просмотров: 75 577

Для двухмесячного малыша наступает новый период – время глобальных открытий. Теперь это не крохотный грудничок, который в основном кушает и спит. Ребенок в 2 месяца уже окреп, становится более самостоятельным и активным. Развитие ребенка в 2 месяца – это изучение мира вокруг. Ему важно потрогать и пощупать незнакомые предметы, освоить новые навыки и движения.

Нормы физического развития в 2 месяца жизни

Для того, чтобы оценить, насколько гармонично развивается малыш на этом месяце жизни, родителям стоит ознакомиться с примерными нормативами развития крохи.

Развитие ребенка в 2 месяца

ВНИМАНИЕ: в таблице указаны средние показатели. Не стоит бить тревогу, если рост или вес ребенка отличается от нормативов, при этом ребенок хорошо ест и спит.

Среди особенностей физического развития ребенка в 2 месяца можно выделить:

  1. Изменяется структура волосяного покрова. На смену мягким пушковым волосикам приходят «взрослые» волосы луковичного типа;
  2. Красные сосудистые пятнышки, которые часто можно обнаружить в области лба или затылочной части головы, начинают бледнеть. Как правило, если у крохи нет проблем с кровообращением, к году они и вовсе исчезнут.
  3. На втором месяце жизни у младенца значительно возрастает чувствительность к болевым ощущениям. Ребенок гораздо быстрее реагирует на возникший дискомфорт: несвежий подгузник, слишком горячая или наоборот холодная температура воды при купании, неудобная одежда.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца?

В этом возрасте любознательность крохи растет не по дням, а по часам. Теперь он не просто рассматривает окружающую обстановку, а хочет изучить все на ощупь. Цепкие пальчики ловко хватают игрушки, мамины волосы, цепочки, книги и журналы.

Развитие ребенка в 2 месяца предполагает, что малыш:

  • самостоятельно подносит ручку ко рту, любит сосать пальчики;
  • умеет недолго держать легкий предмет, вложенный в ладошку;
  • держит головку на весу (около 10 секунд);
  • умеет приподнимать грудную клетку, когда лежит на животике;
  • начинает использовать мимику.

Для того, чтобы Вы смогли проверить, соответствует ли малыш нормативам, установленным врачами, рекомендуем изучить следующую таблицу и проверить, что умеет Ваш ребенок в 2 месяца.

Особенности психического развития малыша в 2 месяца

Центром Вселенной для крохи по-прежнему остаётся мама. В этом возрасте важно сохранить телесный контакт с ребенком, чаще обнимать и целовать ребенка. Полезно разговаривать с малюткой, ведь он научился различать голоса и реагировать на знакомые интонации.

ВАЖНО: если потребность в общении с мамой будет не удовлетворена, умственное и эмоциональное развитие ребенка на втором месяце жизни может замедлиться.

Малыш на втором месяце жизни уже умеет выстраивать легкие причинно-следственные цепочки. Например, он понимает, что для привлечения к себе внимания требуется плакать или кричать. На данном этапе развития психики и нервной системы — это естественный способ.

Развитие ребенка в 2 месяца — как грамотно составить режим?

Четкого режима дня у малышей в таком возрасте, как правило, еще нет. Но родителям рекомендуется кормить, купать, укладывать ребенка на сон примерно в одно время. Так малыш будет более спокойным и эмоционально уравновешенным.

  1. Питание. Лучшее питание для ребенка создала сама природа. Бесспорно, это молоко мамы. Режим кормления начинает отличаться от первого месяца. На смену кормлению «по требованию» плавно приходит кормление с интервалами примерно в 2 часа. Для малышей на искусственном вскармливании такой интервал может быть увеличен до 3 часов. Размер порции, которую нужно предложить младенцу, легко рассчитать по такой формуле: 1/6 от массы тела разделить на количество кормлений в сутки.
  2. Водные процедуры. Большинство малышей очень комфортно чувствуют себя в воде и с радостью плещутся в ванночке, вызывая умиления пап и мам. Купание в 2 месяца рекомендуют проводить в вечернее время, за 30 минут до сна. Купать ребенка лучше в специальной ванночке, температура воды в пределах 36-37 °С. Ребенок на втором месяце жизни еще быстро переутомляется, поэтому не стоит проводить водные процедуры дольше 10-15 минут.
  3. Сон. Этот элемент режима дня крайне важен, так как он отвечает за психологическое спокойствие и эмоциональное равновесие младенца. Общая продолжительность сна в сутки – 16-18 часов. В среднем малыши в 2 месяца спят по 3-4 раза в течение дня. Продолжительность сна варьируется от 1,5 до 2 часов. Ночной сон составляет около 10-12 часов. Не стоит беспокоиться, если двухмесячный ребенок просыпается ночью и требует покушать. Это физиологическая норма для крохи на втором месяце жизни.

3 совета по развитию ребенка в 2 месяца

  1. Полезным инструментом для развития ребенка на втором месяце станут обычные погремушки. Играя с малышом, мама по очереди вкладывает погремушку то в правую, то в левую ладошку. Так мы улучшаем мелкую моторику и тренируем хватательные движения. ВНИМАНИЕ: выбирайте легкие и мягкие погремушки, чтобы младенец не травмировался во время игры.
  2. Изучайте с младенцем различные поверхности: шершавый вязаный шарф, твердый пластмассовый кубик, мягкий плюшевый мишка, пупырчатый массажный мячик. Это способствует развитию тактильного восприятия и позволяет испытать новые ощущения.
  3. Раздевайте ребенка. Воздушные ванны – важный элемент в укреплении иммунитета ребенка. Достаточно полежать голеньким в течение 15-20 минут в утренние часы и в вечернее время.

На втором месяце ребенок превращается из постоянно спящего крохи в любознательного исследователя окружающего мира. Он значительно окреп, начал формироваться режим дня, появились новые навыки и умения. Родителям во время второго месяца стоит поддерживать малыша в его стремлении изучать мир вокруг, а в ответ получать самую искреннюю и любящую улыбку.

Значительное отставание возраста появления определенных умений и навыков — обусловливает необходимость консультации врача. Мюнхенская система диагностики физического и психического развития ребенка до года поможет Вам оценить по 8 критериям психомоторное развитие Вашего малыша.

Что может беспокоить в поведении ребенка до 4 месяцев жизни ?

  • проблемы с кормлением (не может сосать грудь, соску бутылочки);
  • малая подвижность;
  • дрожание рук, ног или подбородка;
  • постоянно держит голову на одну сторону;
  • выгибание ребенка, а также частое запрокидывание головы;
  • асимметрия в моторном развитии, например, двигает только одной ножкой или ручкой;
  • сильно стискивает ладонь в кулачок после второго месяца жизни;
  • гиперактивность и повышенная чувствительность к изменениям температуры или шума (ребенок весь напрягается).

Что может беспокоить в поведении ребенка после 4 месяцев жизни ?

  • не выдерживает положение на животе — плачет, не в состоянии поддерживать себя на руках, испытывает трудности с поднятием головы;
  • стоит в вертикальном положении на вытянутых пальцах (как балерина), перекрещивает ноги, выпрямленные в коленях;
  • плотно сжимает ладони, прячет большой палец в кулаки;
  • когда его подтягивают за ручки, чтобы помочь сесть, голова «не успевает за телом», ребенок не удерживает голову.

Конечно, недостаточно наблюдать один из этих симптомов, чтобы определить, что ребенок болеет. Диагноз может быть поставлен только врачом.

Примитивные, базовые неонатальные рефлексы у новорожденного

Таблица развития ребенка 1-го месяца жизни

Фото детей 1-го месяца жизни

Видео: Первый месяц жизни: сон, уход, развитие, кормление и частота стула, купание, рефлексы, транзиторные состояния

Таблица развития ребенка 2-го месяца жизни

Фото детей 2-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 3-го месяца жизни

Фото детей 3-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 4-го месяца жизни

Фото детей 4-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 5-го месяца жизни

Фото детей 5-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 6-го месяца жизни

Фото детей 6-го месяца жизни

Видео: Первый прикорм ребенка. Как вводить прикорм ? Советы, правила, сроки.

Таблица развития ребенка 7-го месяца жизни

Фото детей 7-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 8-го месяца жизни

Фото детей 8-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 9-го месяца жизни

Фото детей 9-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 10-го месяца жизни

Фото детей 10-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 11-го месяца жизни

Фото детей 11-го месяца жизни

Таблица развития ребенка 12-го месяца жизни

Фото детей 12-го месяца жизни

Мюнхенская система диагностики развития ребенка — 1 год жизни:

  1. Ползанье (развитие умения ползать)
  2. Умение сидеть (развитие умения сидеть)
  3. Ходьба (развитие умения стоять и ходить)
  4. Удерживание (развитие умения брать руками и мануальных функций)
  5. Восприятие (развитие чувственного восприятия и понимания навыков)
  6. Речь (развитие произнесения звуков, разговорной речи)
  7. Понимание речи (развитие понимания речи)
  8. Социальное поведение (развитие социальных, общественных контактов).

Видео: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *